Утильсбор повысится до 26 млн тенге за каждый автомобиль

2001

Жители соседней страны встречают это повышение цен на автомобили массовыми протестами.

Утильсбор повысится до 26 млн тенге за каждый автомобиль Фото: Inbusiness/Midjourney

После того как в сентябре общественное недовольство вынудило отложить до 1 декабря резкое повышение утильсбора в России, напряженное ожидание возобновляется. Время, данное на отсрочку, истекает, передает inbusiness.kz.

По подсчетам портала "Автостат", жители РФ, ожидающие резкого повышения сбора, только в сентябре успели ввезти 48,4 тыс. подержанных иномарок. Почти все машины ввозили физические лица, которые платят утильсбор по другим ставкам, чем импортеры-юрлица.

Это – рекорд по объему месячного импорта автомобилей. К концу октября он будет побит, и эта цифра может удвоиться. Так как с 1 декабря 2025 года утилизационный сбор в РФ кратно вырастет для автомобилей с мощностью двигателя более 160 лошадиных сил.

Больше всего машин с пробегом ввозится в РФ из соседней Японии, пишет портал "Сибирь.Реалии". Далее следуют Корея и Европа. В сегменте "б/у" наиболее популярными марками среди россиян являются Toyota, Honda, BMW, Kia и Volkswagen. Спроса на бывшие в употреблении китайские автомобили практически нет.

Россияне с ужасом ожидают роста утильсбора и последующего за ним дефицита авто. РИА "Новости" сообщило, что во Владивостоке прошла акция протеста против утильсбора. Протестная акция в городе стала самой массовой после митингов в поддержку Алексея Навального в 2021 году и одной из крупнейших в России в 2025 году.

Примечательно, что местные власти официально разрешили провести данный митинг. По данным росСМИ, на акции присутствовали до 1,5 тыс. человек. Люди вышли с плакатами "Правительство, думай о людях, а не о сборах!", "Повышение утильсбора – удар по карману каждого", "Им – "Мерседес", а нам – "Жигули"?".

В ответ на подобные протесты министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров допустил, что повышение могут отложить на месяц – до 1 декабря 2025 года. Как отмечают эксперты, хотя небольшая отсрочка и приглушила волну народного возмущения, она никак не смогла остановить неизбежное: новое подорожание автомобилей остается лишь вопросом времени.

Тревога населения соседней страны не беспочвенна. Основатель компании "Фаворит Моторс" Владимир Попов предупредил, что новые ставки потребуют от новых владельцев подержанных авто миллионы рублей дополнительных расходов. В частности, ожидается, что утильсбор для Kia Sorento (194 л.с.) теперь составит около 1,9 млн рублей (примерно 13 млн тенге), для Hyundai Palisade – 2-2,2 млн рублей, для BMW X5 – 2,7 млн ​​рублей, для Cadillac Escalade – почти 2,9 млн рублей.

"У меня минивэн, 2010 года выпуска, 400 тысяч пробега. Хотел взять получше, например Toyota Alphard, двигатель 3,5 литра. Мечта у меня такая была, но сейчас о ней придется забыть. Поскольку машина довольно мощная, я даже боюсь представить, сколько она сейчас будет стоить после поднятия утильсбора. Грабеж, одним словом! Тащат этот "АвтоВАЗ", как могут", – сетует житель Владивостока Алексей.

Утвержденный правительством РФ план предусматривает постепенное и постоянное повышение сборов за утилизацию до 2030 года. Стоимость автомобиля в РФ будет расти в зависимости от возраста транспортного средства, типа двигателя, его объема и мощности – количества лошадиных сил.

К примеру, утильсбор для автомобиля старше трех лет с мощностью от 160 до 190 лошадиных сил и объемом двигателя от 1 до 2 литров в 2025 году составит около 1,2 млн рублей (примерно 8 миллионов тенге), а к 2030 году вырастет до примерно 2,2 млн рублей.

Утильсбор для автомобилей с объемом двигателя свыше 3 литров должен составить 2-4 млн в 2025 году и до 8 млн – к 2030 году. Для некоторых категорий авто сумма утильсбора вырастет в 200-300 раз!

Такая ситуация может нанести непоправимый ущерб таким регионам, как Камчатский, Хабаровский, Забайкальский, Приморский края или Сахалинская, Амурская, Магаданская области. У них подавляющее большинство машин, у некоторых – почти все они ввозятся из Японии. Продукция "АвтоВАЗа" до них почти не доходит.

"Во Владивосток ежемесячно привозят около 30 тысяч машин из Японии. Кратное увеличение утильсбора может свести на нет эту возможность. И повышения очень существенные, причем не только для мощных элитных авто. По сути, все более-менее народные "японцы" прибавят в цене до 1 млн рублей. У нас из-за санкций стоимость автомобиля и без того с каждым годом растет. Но сейчас ситуация, на мой взгляд, уже подошла к краю. Причем она плохая именно для рядовых автолюбителей, потому что те, у кого деньги есть, смогут 2-5 млн доплатить. А простые люди – вряд ли", – рассказывает местный предприниматель Георгий.

Такая ситуация наблюдается не только в приграничных регионах. В сентябре 2025 года минпромторг России опубликовал для общественной экспертизы проект постановления правительства об изменениях в правилах утилизационного сбора с новыми ставками. Документ собрал более 130 тысяч дизлайков россиян со всех регионов, пишет тг-канал Faridaily.

Поводом для повышения утильсбора послужило письмо от Объединения автопроизводителей России, под которым подписались главы "КамАЗа", "ГАЗа" и "Соллерс". Авторы письма предложили начислять утильсбор для физлиц исходя из мощности двигателя, а не только из объема. Причина, как сказано в обращении, в распространении китайских авто с турбодвигателями и гибридных машин, которые при малом объеме двигателя могут развивать солидную мощность.

"Это необходимо в контексте новых тенденций развития автопрома в целом и появления новых высокомощных силовых установок в конструкции транспортных средств. На данный момент в отношении легковых автомобилей установлены коэффициенты расчета суммы утильсбора в зависимости от объема двигателя и года выпуска. При этом все большим спросом пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании одного показателя – объема двигателя – теряет актуальность", – заверяют в минпромторге.

Чтобы снизить вероятность некорректных расчетов, министерство вводит дополнительные показатели для легковых автомобилей (категория М1). Согласно предлагаемым изменениям, базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на формирование коэффициента по прогрессивной шкале.

Другая суть этих изменений в том, чтобы заставить физических лиц платить утильсбор наравне с компаниями-импортерами. По мнению властей, это поможет бороться с так называемыми перекупами – дельцами, которые ввозят авто якобы для себя (оформляя на свое имя), но затем перепродают "в серую".

Этот шаг также призван вынудить автоконцерны развитых стран, покинувшие Россию после начала войны, вернуться, а китайские заводы – перенести производство в РФ. Например, китайский концерн Chery начал собирать ряд автомобилей в России. Соответственно, по мере роста утильсбора ожидается рост спроса на автомобили "Чери", освобожденные от сборов.

В Казахстане весь утильсбор со всего транспорта, в том числе сельскохозяйственной техники, не поступает в бюджет, но передается квазигосударственной организации  АО "Жасыл Даму", которое тратит его по своему усмотрению, например, на поддержку мусороперерабатывающих заводов, предприятий по утилизации старых машин и их компонентов.

В отличие от РК, в РФ утильсбор пополняет госказну. Бюджет столкнулся с беспрецедентным в истории дефицитом. Несмотря на ужесточение правил в 2024 году, как пишут "Ведомости", объем утильсбора, поступающий в бюджет, упал почти в 1,5 раза. Власти признали, что ожидаемые по итогам 2025 года поступления снизятся на 440 млрд рублей и составят всего 1,1 трлн рублей. Снижение связано в первую очередь с падением импорта новых автомобилей и этого сегмента рынка в целом: с января по сентябрь 2025 года продажи новых авто в России сократились на 22%.

"Все знают, что в бюджете огромная дыра. Нужно как-то наполнять его деньгами, и нет другого прекрасного способа, кроме как забрать деньги у населения. Все равно какой-то "подкожный жир" у россиян имеется. Причем такая схема довольно выгодна, потому что деньги народу не надо возвращать. Есть экономическая логика, а есть логика, скажем так, законотворцев. Они думают, что поднимут сбор, зажмут людей в угол, после чего те будут вынуждены купить. Но люди с этим не согласны, потому что таких излишков денег, каких хотелось бы видеть государству, у них нет", – говорит в интервью телеканалу "Настоящее время" автомобильный эксперт Алексей Мочалов.

На каждое подобное выкручивание рук рынок реагирует падением. Еще три-четыре года назад можно было купить за 1,5-2 миллиона рублей свежий кроссовер. Сейчас его цена выросла в три раза.

Из-за новых ставок утильсбора в конечном итоге россиянам станет совершенно невыгодно импортировать автомобили из-за рубежа. Как и в соседнем Иране, иномарки станут достоянием только богатых.

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться