В 2014 году в офшоры ушло 250 млрд тенге

Александр Константинов Александр Константинов
7688

Комитет государственных доходов хочет получить права доступа к базам данных Национального банка и финансовой разведки для мониторинга транзакций в офшоры.

В 2014 году в офшоры ушло 250 млрд тенге

По мнению авторов разработанной министерством национальной экономики концепции нового единого кодекса государственных доходов действующие нормы Налогового кодекса являются во многом декларативными, так как отсутствуют эффективные инструменты выявления доходов резидентов из иностранных источников и предотвращения вывоза капитала из страны. В качестве примера они приводят следующие цифры. В 2013 году было задекларировано доходов из оффшорных юрисдикций в сумме 21 млрд 325 млн тенге. Они пришлись на 14 юридических и 18 физических лиц, а в 2014 году всего 4.554 млрд тенге, которые пришлись на 39 юридических и 18 физических лиц. При этом в офшоры по данным Национального банка, переведено 1трлн 102.9 млрд тенге, а получено 1 трлн 292,8 млрд тенге, тогда как в 2014 году переведено 1.481,2 трлн тенге, а получено 1.225.5 трлн тенге. В результате разработчики концепции предлагают законодательно установить право доступа КГД к базам данных комитета финансового мониторинга и Национального банка, для мониторинга транзакций в оффшоры, а также присоединиться к многостороннему соглашению компетентных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам ОЭСР.

В качестве аргументации своей позиции они ссылаются на опыт ОЭСР, США и Великобритании. Так, в ОЭСР разработаны рекомендации (отчеты) ОЭСР в рамках плана мероприятий по противодействию размывания налогооблагаемой базы и вывода прибыли из-под налогообложения (BEPS); По оценкам ОЭСР, ежегодно потери в налогообложении корпоративным подоходным налогом составляют от 4% до 10% мировых доходов транснациональных компаний, то есть 100 до 240 млрд долларов США. Они возникают в силу различных причин, в том числе агрессивного налогового планирования транснациональных компаний, слабого взаимодействия национальных налоговых правил, отсутствие транспарентности и координации между налоговыми администрациями, ограниченные ресурсы налоговых органов, а также налоговые практики, оказывающие отрицательное воздействие. Филиалы транснациональных компаний в странах с низкой налоговой нагрузкой заявляют о вдвое выше норме прибыли (по отношению к активам) чем к их глобальной группе, а также проводится работа по расширению списка участников Страсбургской конвенции прежде всего путем привлечения оффшорных юрисдикций.

Для практической реализации Страсбургской конвенции в ОЭСР разработано многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам (открыто для присоединения участникам Страсбургской конвенции), а также разрабатывает единый стандарт обмена информацией по финансовым счетам по аналогии с внедрением механизмов Закона FATCA США. Кроме того, рекомендуется осуществлять контроль только за сделками между связанными сторонами, однако в рекомендациях заложен принцип контроля сделок как внешних, так и внутри страны.

В США внедрен Закон США "О налогообложении иностранных счетов" (FATCA), согласно которому все иностранные финансовые организации рассматриваются в качестве налоговых агентов IRS (Управление внутренних доходов США) и обязаны представлять информацию по счетам физических лиц, идентифицированных как налогоплательщики США. Поводом для принятия Закона FATCA явились ежегодные значительные потери бюджета США, связанные с уклонением от уплаты налогов с использованием оффшорных схем. Внедрены правила GAAR, согласно которым сделка считается недействительной, если единственным или преобладающим мотивом ее совершения было избежание налогов. В соответствии с правилами GAAR налоговые органы вправе определить налоговые обязательства таким образом, чтобы ликвидировать преимущества, которые налогоплательщик получил в результате проведения подобной операции. Что касается Великобритании то, в 2015 году правительство Великобритании ввело пакет мер против оффшоров, предусматривающий уголовную ответственность за уклонение от налогов через оффшоры, в том числе за непредотвращение корпорациями фактов уклонения от налогов через оффшоры, которое происходило "на их глазах" или способствование этому, а также повышение штрафных санкций с привязкой суммы штрафа к сумме имущества, хранимого в оффшорах, а также введение новых штрафов для тех, кто дал возможность уклонению через оффшоры.

Александр Константинов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться