В Казахстане назвали способ сэкономить сотни миллиардов на госстройках

1074

Аудит показал: сырые стройпроекты ведут к масштабному перерасходу средств.  

В Казахстане назвали способ сэкономить сотни миллиардов на госстройках Фото: Pinterest

По данным Высшей аудиторской палаты, только в 2025 году выявлены нарушения в строительной отрасли на 355 млрд тенге. Речь об неэффективном использовании ресурсов и проблемах с планированием. Эксперты обращают внимание на недочеты самой системы управления проектами, которая не позволяет на должном уровне обеспечивать качество на всех этапах строительства, сообщает inbusiness.kz.

Возьмем несколько свежих примеров: строительство канализационно-очистных сооружений закрытого типа в селе Новоишимское района им. Г. Мусрепова СКО, а также капитальный ремонт детской областной больницы в Костанайской области. Оба объекта потребовали миллиардных бюджетных трат, но до сих пор не реализованы. Более того, их завершение в соответствии с изначально задуманными характеристиками потребуют дополнительных трат.

Без ТЭО

В случае с очистными в СКО речь об уникальном проекте стоимостью 3,3 млрд тенге. Договор заключили еще в 2018 году, работы до сих пор не завершили.

"Проект изначально рассчитали на 6000 кубометров в сутки. В 2020 году в рамках корректировки проекта мощность снизили до 3000 кубометров. Однако стоимость не уменьшилась. Тем не менее часть работ не выполнили, а указанные в актах объемы не совпадают с реальными", – рассказали специалисты ревизионной комиссии СКО в рамках одного из совещаний, посвященных результатам аудита.

Риски такого развития событий были очень велики. Ведь проект утвердили без технико-экономического обоснования. Возможно, поэтому было выбрано весьма дорогое решение, больше подходящее для крупных городов с миллионным населением, а не села, где живет всего 12 тыс. человек.

Каков результат? Было подписано 18 дополнительных соглашений, менялись сроки и график финансирования, корректировали сам проект. В период с 2021 по 2024 год не принят ни один акт выполненных работ. Нормативный срок строительства — 21 месяц — растянулся до 74 месяцев. Добавим, что, по данным районного акимата, объект в период эксплуатации потребует больших энергозатрат. Для потребителей тариф будет слишком высок.

Не могут завершить и капремонт детской областной больницы в Костанае, который стартовал еще в 2020 году. Здание законсервировано, идут разбирательства.

Изначально на капремонт заложили 1,2 млрд тенге. Но подрядчик не справился. В 2024 году речь зашла о том, чтобы выделить еще 1,5 млрд тенге на завершение ремонта.

Сегодня в регионе идет разработка новой проектно-сметной документации (ПСД) на ремонт здания. Предварительная стоимость работ составит уже около 3-4 млрд тенге.

Да, подрядчик говорил о недостатках проекта. Сейчас это подтверждают компетентные органы, признавая, что та самая первая ПСД содержала грубые нарушения, хотя и прошла госэкспертизу.

Макропоследствия

Сегодня строительная отрасль составляет около 6% ВВП Казахстана. В развитых экономиках этот показатель составляет 5%, а для развивающихся стран нормально от 10-15%. Но, считают эксперты, если отрасль демонстрирует высокую волатильность, имеет системные срывы сроков, а также регулярно пересматривает бюджеты, то риски приобретают макроэкономический характер.

Практика показывает, что в строительстве почти никогда не бывает изолированных потерь. Последствия ошибок коснутся всех. К тому же специфика отрасли такова, что эти ошибки имеют отложенный эффект и могут проявиться уже в процессе эксплуатации объекта через 2-5-10 и более лет. Причем стоить их устранение на этом этапе будет несоизмеримо больше, нежели на этапе планирования.

Ролевые игры

В 2018 году была внедрена Нацсистема проектного управления, но практика показывает, что она практически не изменила подходов к управлению рисками.

"Национальная система проектного управления – это инструмент. Он присутствует, но, к сожалению, им не пользуются в полной мере и он не меняет поведение исполнителей "автоматически". Мы по-прежнему видим признаки устаревшей модели проектного управления. Это ориентация на освоение бюджета, а не на эффективность. Также жесткое линейное планирование в условиях высокой неопределенности и слабая работа с рисками до начала проекта. Отмечу и перенос ответственности вниз по контрактной цепочке: от генподрядчика к субподрядчику, от заказчика к исполнителю", – отметила эксперт Qazaq Expert Club Светлана Нуртазина.

Эксперт подчеркнула, что проблемы в 70-80% случаев возникают на стадии инициации и проектирования. Стройка лишь материализует заложенные интеллектуальные ошибки.

Из-за допущенных ошибок финансовые потери несут все участники процесса, включая и тех, кто должен был бы пользоваться введенным в эксплуатацию объектом. В случае если это госпроект, то прямые убытки несет бюджет, а косвенные – налогоплательщики. Если говорить о перспективе, то каждый не вовремя введенный объект или введенный в "усеченном" (скорректированном) виде приводит к замедлению развития территории.

В СКО очистные начали строить без технико-экономического обоснования. Именно этот этап мог помочь найти более подходящее для села проектное решение. Отсутствие ТЭО привело к удорожанию и не позволило повысить качество жизни сельчан.

"Изменения, которые ведут к увеличению бюджета и сроков, чаще всего возникают из-за плохой проработки идеи и некачественной ПСД. А любое изменение в строительстве — это не локальное исправление. Оно влечет за собой целую цепочку пересмотра проектных решений. Сегодня зачастую риски если и идентифицируются, то фиксируются формально, без финансовой оценки. Но риски случаются, статья "непредвиденные расходы" не способна их покрыть. Поэтому и инициируют процедуру "увеличения бюджета", – отметила Светлана Нуртазина.

Чтобы избежать этих проблем, эксперт предлагает уйти от формальной работы проектных офисов, что появились после введения Нацсистемы проектного управления в 2018 году.

Речь о формальных сборе отчетности, контроле графика работ. По словам Светланы Нуртазиной, в проектных офисах хромает анализ текущей ситуации, стратегическое планирование и приоритизация. Это особенно важно в условиях дефицита бюджета.

Дать полномочия

Чтобы проектные офисы начали выполнять должные функции, они должны стать управленческим звеном проектов. То есть принимать решения, управлять ресурсами, а также нести ответственность за результат.

"Сегодня в строительных проектах управленческое звено отсутствует. В старом и новом Строительном кодексе введена роль управления проектом, как инжиниринговая услуга. Но она прописана слабо: нет требований ни к функционалу, ни к компетенциям, ни к ответственности. Это говорит о том, что разработчики не понимают ценности этой роли", – добавила Светлана Нуртазина.

Яркий пример – капремонт детской больницы в Костанае. Здесь изначально заказчиком выступило не управление строительства региона, как профильное ведомство, а администрация больницы. И это тоже ошибка, которая была допущена на стадии планирования проекта при определении ответственных за работы. Сегодня ошибку исправили, передав здание управлению строительства.

"Мандат на управление проектом должен быть отделен от мандата управления операционной деятельностью. Если взять министерство, то там должны быть отдельные вице-министры, отвечающие за проектную деятельность, под руководством которых создаются проектные "матрицы" по направлениям/специфике/характерам проектов. Если речь идет об акиматах или квазигоссекторе, то отдельно – независимые проектные команды, специализирующиеся на управлении проектами. И мандат должен быть закреплен контрактно, а не декларативно", – говорит эксперт.

Критически важно, по ее мнению, дать таким командам право влиять на бюджет, в том числе блокировать необоснованные изменения в бюджете или инициировать перераспределение средств. Также важно, чтобы они имели возможность останавливать работы и пересматривать графики их ведения. В списке и право отклонять несогласованные корректировки и иметь право напрямую выходить на уровень, принимающий стратегические решения: министерства, правительство.

Но управленческий мандат не заработает в полную силу без изменений в законодательстве. Можно ввести управленцев в проект через контракты или внедрить процедуры анализа рисков до утверждения проектов. Можно скорректировать подходы к оценке объемов непредвиденных затрат на случай возникновения рисков.

Но нельзя без реформ перейти от принципа "освоения средств" к принципу "достижения результата" с оценкой рентабельности объекта после его ввода в эксплуатацию. Также политической поддержки потребуют закрепление управленческой роли в строительных проектах на уровне Строительного кодекса, а также проведение независимого аудита проекта до начала его реализации.

Читайте по теме:

Объем стройработ в РК достиг 172 млрд тенге

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться