В Казахстане продолжают сокращаться посевные площади табака

12835

Производители сигарет подумывают диверсифицировать бизнес в пользу электронных сигарет.

В Казахстане продолжают сокращаться посевные площади табака

Согласно данным Комитета по статистике министерства национальной экономики РК, по итогам 2016 года уточненная посевная площадь табака составила 357 гектаров. Для сравнения, в 2012 году она составляла 1275,1 гектара. Таким образом, за последние четыре года уточненная посевная площадь табака сократилась на 72%, а только за прошлый год (по сравнению с данными 2015 года) – на 22,5%.

Отметим, что наблюдаемое уменьшение соответствует принципам Рамочной конвенции по борьбе против табака Всемирной ассоциации здравоохранения, участником которой Казахстан является уже на протяжении 10 лет. Однако, глядя на данные статистики, можно прийти к интересному выводу: несмотря на то, что объемы производства табачных изделий действительно падали (правда, по итогам 2016 года все же удалось впервые за четыре года достигнуть роста производства в 0,8%), объемы реализованной продукции в течение последних лет только увеличивались. И этому не смогли помешать даже растущие цены на сигаретную продукцию. За 2016 год на внутреннем рынке РК было реализовано 26,7 млрд штук сигарет, на 9,8% больше, чем в 2015 году.

"Ежегодно в Казахстане потребляется в среднем 8-10 млрд штук табачных изделий, ежегодный рост объема потребления в период 2013-2015 годов составляет порядка 44% в натуральном и более чем 11% в стоимостном выражении. В среднем в 2015 году на душу населения приходилось порядка 769 сигарет, или 38 пачек сигарет в год", – сообщает Гаухар Шинкеева, аналитик Рейтингового агентства Регионального финансового центра города Алматы. Эксперт также отмечает, что не представляется возможным оценить, увеличивается ли объем реализованных табачных изделий за счет роста числа курильщиков или же за счет увеличения объема потребления ими табачной продукции.

Что же касается производства табачных изделий, в количественном выражении с 2012 года оно снизилось примерно на 32,2% (по итогам 2015). Но, как было отмечено выше, по итогам прошлого года выпуск сигарет и других табачных изделий увеличился на 0,8% в сравнении с 2015 годом. Всего, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, за период с января по декабрь 2016 года в Казахстане было произведено 20,3 млрд сигар, черут, сигарилл, сигарет и папирос из табака или его заменителей.

Нужно отметить, что по итогам 2015 года общие производственные мощности были использованы лишь на 51% от суммарной предприятий, занимающихся выпуском табачных изделий, которые могут выпускать в общей сложности 37,9 млрд штук сигарет, папирос, сигар и черут. Гаухар Шинкеева отмечает, что проблему перепроизводства удается решить за счет экспорта казахстанских табачных изделий. За 2016 год из Казахстана было экспортировано 7,7 млрд сигарет, что составило 38,1% от производства.

"Порядка 80-90% табачных изделий экспортируется в страны СНГ, преимущественно это Российская Федерация, а также Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и другие. Оставшаяся доля отправляется в другие страны мира, основными из которых являются Монголия, Афганистан. Экспорт в страны дальнего зарубежья пока невозможен из-за высоких ввозных пошлин и логистической системы", – сообщает г-жа Шинкеева.

В казахстанском подразделении компании Japan Tobacco International, которая занимает порядка 39,7% казахстанского рынка в натуральном выражении (по данным независимого агентства Nielsen на август 2016 года), abctv.kz сообщили, что продукция, произведенная на фабрике JTI в Алматинской области, идет на экспорт в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан и Монголию.

При этом импорт табака и табачных изделий имеет стабильный повышающийся тренд. Лишь в 2015 году было зафиксировано незначительное падение объемов поставок табачных изделий на 2,4%, с 12,2 млрд штук в 2014 году до 11,9 млрд штук. Аналитик объясняет это снижение переходом к свободно плавающему обменному курсу тенге. В 2016 году в РК было завезено 14,2 млрд штук сигарет, что составило 53,1% от общего числа реализованной табачной продукции. Завозят сигареты и другие табачные изделия преимущественно из стран СНГ, до 70% от общего объема импорта приходится на Российскую Федерацию.

Специалисты центра бизнес-решений Elim объясняют рост объемов импорта и экспорта различным качеством сортов табака и сигарет.

К слову, о качестве сигарет. Поскольку параллельно с сокращением посевных площадей табака ежегодно снижается и валовый сбор табачных листьев, это сказалось и на содержании табака в сигаретах. По словам г-жи Шинкеевой, за пять лет валовый сбор упал на 50% (в 2016 году он составил 1009,8 тонны). При этом, по словам аналитика, согласно грубой оценке в 2012 году содержание табака в одной сигарете местного производства составляло около 0,1 г, в 2014 году – 0,06 г, а в 2015 опустилось до 0,07 г.

Дальнейшее сокращение посевных площадей и валового сбора табака, разумеется, продолжит оказывать влияние на объемы производства. Гаухар Шинкеева считает, что в 2017 году они могут сократиться до 17-18 млрд штук табачных изделий.

"Снижение будет ожидаться в пределах 10%, так как сокращение производства означает снижение доходов, на что табачные производители не готовы идти. К сравнению, доход от реализации табачной продукции ТОО "Филип Моррис Казахстан" и ТОО "JTI Kazakhstan" по итогам 2015 года составил 90,3 и 48,8 млрд тенге, тогда как в 2014 году доход составлял 82,9 и 50,1 млрд тенге", – добавила аналитик.

Отметим, что сокращение посевных площадей табака для производителей сигарет является трендом. Также регулярно повышаются акцизы. В этом году по сравнению с 2016 годом они выросли на 24% – с 5000 тенге за 1000 штук до 6200 тенге. Но на этом дальнейший рост не прекратится: в 2018 году ставки вырастут до 7500 тенге, в 2019 году – до 8700 тенге.

Впрочем, крупнейшие казахстанские производители табачных изделий – региональные подразделения транснациональных компаний Philip Morris International и Japan Tobacco International – смирились с ростом акцизов при условии его планомерности и более тщательного контроля над перевозками подакцизных товаров внутри ЕАЭС, дабы минимизировать контрабанду.

"Акцизы являются важным фактором регулирования оборота табачных изделий. Повышение акцизов всегда преследует две основные цели – фискальную, то есть пополнение бюджета, и снижение доступности табачных изделий в интересах здравоохранения. ТОО "Филип Моррис Казахстан" поддерживает постепенный и планомерный рост акцизов на табачные изделия, который, с одной стороны, позволяет государству достигать указанные выше цели, а с другой – не будет приводить к таким последствиям, как рост нелегальной торговли и теневого рынка сигарет", – прокомментировали нам ситуацию в ФМК.

В JTI также отметили, что каждый миллион контрабандных сигарет обходится казахстанскому бюджету в 6,2 млн тенге недополученных акцизных сборов.

Отметим, что обе транснациональные компании, как и их казахстанские подразделения, готовятся к дальнейшему ужесточению условий работы, причем не только в Казахстане, но и в других странах. В качестве одного из способов диверсификации бизнеса можно назвать такой относительно новый (и весьма неоднозначный) товар, как электронные сигареты, а также другие альтернативные обычным сигаретам продукты. В Казахстане вейпинг законодательно пока никак не регулируется, а данные гаджеты не относятся к табачным изделиям, что предоставляет производителям и курильщикам больше возможностей и свобод.

Компания JTI, например, в 2015 году приобрела Logic – один из ведущих брендов электронных сигарет в Америке. Правда, в Казахстане этот продукт пока не продается. А вот в "Филип Моррис" сделали ставку на систему IQOS, несколько отличную от электронных сигарет: в ее основе лежит процесс нагревания табака без горения, в результате чего образуется табачный пар (аэрозоль). Первый магазин IQOS в Алматы был открыт 16 января 2017 года.

"В целом рыночная доля электронных сигарет в нашей стране в сравнении с традиционными сигаретами пока небольшая. Однако рост интереса курящих к этому продукту очевиден. По данным опроса агентства маркетинговых исследований MASMI, рыночная доля электронных сигарет увеличилась почти в пять раз за последние два года (0,3% в 2014 году в сравнении с 1,4% в марте 2016 года). Такой стремительный рост в Казахстане, безусловно, вызван интересом курящих к инновационным продуктам", – прокомментировали в казахстанском подразделении JTI.

А в "Филип Моррис" и вовсе не исключают вероятности, что когда-нибудь традиционные сигареты канут в Лету, уступив место электронным. Так, глава Philip Morris International Андре Калантзопулос высказал надежду на то, что в скором времени, при должной осведомленности потребителей и достаточном распространении инновационной продукции, табачным компаниям совместно с правительствами стран можно будет начать этап вывода традиционных сигарет с рынков. Однако, как скоро это случится (и случится ли вообще), покажет время.

Элина Гринштейн

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться