В Костанае вводят электронное билетирование в городских автобусах

9007

На рынок зашли компании, обслуживающие общественный транспорт Нур-Султана, Алматы, Уральска, Кызылорды, Актобе, Талдыкоргана, а в скором времени и Петропавловска.

В Костанае вводят электронное билетирование в городских автобусах

Почти даром

Акимат Костаная заключил трехсторонний договор с местными перевозчиками и зарегистрированным в Алматы ТОО Alempey. Компания вложила 80 млн тенге в закупку 260 валидаторов для городских автобусных маршрутов. Оборудование передали компаниям-перевозчикам. По факту с 1 ноября в Костанае начали тестировать электронную систему билетирования, которая позволит оплачивать проезд безналичным расчетом, причем несколькими способами, включая платежные карты банков, СМС-оплату, а также QR-коды. Инвестор с каждой транзакции будет получать 9,25%, или 7,4 тенге с каждого полного билета, равного 80 тенге. Как отметили в ТОО Alempey, окупиться 80 млн тенге затрат должны в течение года-двух. Но это в том случае, если данные по пассажиропотоку, предоставленные акиматом, верны. Деньги, получаемые с транзакций через валидатор, также пойдут на обслуживание оборудования. Это значит, что после того, как вложения окупятся, компания не прекратит получать свою долю от поступлений с оплаты проезда.

В отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог города отметили, что до 1 января система электронного билетирования будет протестирована. С нового года в действие введут дифференцированный тариф. В случае оплаты наличными, начиная с 1 января 2021 года, за проезд придется заплатить 150 тенге независимо от социального статуса пассажира. Исключение составят представители льготных категорий, которые имеют сейчас и будут иметь право на бесплатный проезд: дети до семи лет, ветераны ВОВ и инвалиды первой-второй групп по зрению.

Стоимость проезда, оплаченного безналичным способом, останется на прежнем уровне: 80 тенге – полный билет, 40 тенге – для детей от семи до 15 лет и 70 тенге – для пенсионеров. Стоит учитывать, что в случае оплаты проезда не специальной картой Alempey, а обычной банковской нужно будет внести полную стоимость – 80 тенге – независимо от социального статуса. На льготы право будут иметь граждане, имеющие именно проездные карты Alempey. Как объяснили в акимате, в случае если в автобусе едет мама с двумя детьми, то на каждого ребенка должна быть оформлена отдельная проездная карта. Если же мама будет оплачивать проезд за всех своей банковской картой, то система спишет три полных билета. То же самое касается пенсионеров, которые пользуются платежными картами банков: чтобы иметь льготу на проезд, им нужно иметь именно проездную карту. Интеграция банковских карт с системой оплаты проезда для предоставления льгот пока не планируется.

Проездные карты для пенсионеров и школьников в продажу еще не поступили. Изначально власти планировали включить в работу социальные карты, которые выпускает "Казпочта". Это было бы удобно, потому что одна карта имела бы несколько функций: дети могли бы ею не только проезд оплачивать, но и обед в школьной столовой. Однако на техническом уровне системы не сошлись. По этой причине ТОО Alempey начало разработку и выпуск собственных карт: для оплаты полного проезда – синие, для пенсионеров – зеленые и оранжево-красные для школьников от семи до 15 лет. Школьные проездные должны поступить в продажу уже в середине ноября, пенсионные проездные – с 1 декабря.

Стоимость одной проездной карты сегодня составляет 370 тенге. Ее привяжут к номеру телефона пассажира и его ИИН. Спустя 40 дней с начала реализации проездных карт синие карты (для оплаты полного проезда) вырастут в цене до 500 тенге. Пенсионные и школьные карты по-прежнему будут стоить 370 тенге. Такой договоренности достигли акима и инвесторы.

Поточный контроль

Процедура активации карты расписана на оборотной стороне проездной карты. К одному номеру могут быть привязаны несколько проездных карт. Именно владелец этого номера будет иметь возможность пополнять баланс и получать детализацию по счету.

Как отметил генеральный директор ТОО Alempey Сергей Цой, для того чтобы отслеживать работу валидаторов и пресекать попытки проезда зайцем, на линиях будут работать сотрудники так называемого контрольно-ревизионного управления (КРУ). В их обязанности будет входить пресечение попыток отказа водителей от использования валидатора либо отказа в выдаче билета при оплате наличными. Они же будут отлавливать зайцев и тех, кто будет мошенничать. Одна из таких схем – попытка оплаты банковской картой при нулевом балансе. Валидатор в таком случае будет выдавать стандартный ответ "в обработке". На получение информации об отсутствии на счету средств может понадобиться время. В условиях, когда вход в автобус возможен только с передней двери, это значит, что человек с пустой картой пройдет в автобус и найти его будет непросто. В случае если это случится единожды, то санкций не будет, а вот при повторной попытке оплатить проезд пустой картой платежное средство внесут в черный список и не будут принимать к оплате ни в одном автобусе города. В таких случаях инвесторы будут возмещать перевозчикам недополученную прибыль.

Для акимата главным преимуществом электронной системы билетирования станет возможность отслеживания реального пассажиропотока. Ведь даже при оплате наличными водитель должен будет выдать билет с помощью валидатора. В ТОО Alempey признались, что в Талдыкоргане и Кызылорде, где в этом году были запущены подобные системы, имелись факты, когда водители отказывались работать с валидаторами. Однако спорные вопросы разрешали в рамках трехстороннего договора, подписанного всеми перевозчиками.

"Если смотреть терминал, то у него три прошивки. Первая – от завода, вторая – ТОО Alempey, где данные карт оплаты проезда собираются на серверах. Есть и третья прошивка – банковская, которая дает нам возможность получать информацию по платежам, проведенным через платежные карты банков второго уровня. Всю аналитику собирает Alempey, и идет выгрузка пассажиропотока. Мы сможем видеть эти данные: каждый круг автобуса, день или месяц по требованию", – отметил руководитель отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костаная Наурызбай Мусин.

В дальнейшем именно данные по пассажиропотоку будут давать перевозчикам право претендовать на субсидирование тех или иных маршрутов. Ведь в течение последних лет водители автобусов говорят о том, что часть маршрутов обслуживает главным образом льготников, а значит, доход ниже расчетного.

Команда игроков

В данных, озвучиваемых акиматом, пока звучит лишь одно название – ТОО Alempey, выступившее инвестором в покупке валидаторов. Однако по факту на рынок Костаная заходят две компании. Вторая – ТОО SMSBUS, которое владеет сайтом smsbus.kz. Именно через этот портал можно будет пополнять проездные карты ТОО Alempey, а с помощью мобильного приложения выгружать историю счета. И если способов пополнения карты несколько, в том числе с помощью приложений мобильных операторов, то данные о балансе и выгрузку счета можно получить только на сайте компании.

Анализ показал, что компании аффилированы: по данным egov.kz, директор ТОО SMSBUS Алексей Беседин, а этот пост он занимает с августа 2017 года, является соучредителем ТОО Alempey. Последняя компания была зарегистрирована в 2016 году, и Алексей Беседин стоит первым в списке учредителей ТОО. Еще одна компания, учредителем которой также является Алексей Беседин, – ТОО FORCESOFT, отвечающее за разработку программного обеспечения.

По факту работают эти компании в связке. По данным ТОО Alempey, в этом году они вышли на рынок Кызылорды и Талдыкоргана, ведут работы по внедрению в Костанае и Петропавловске. На сайте SMSBUS указано, что компания в этих городах также принимает оплату в городском транспорте, причем на сайте ТОО указаны даже маршруты, где присутствует возможность безналичной оплаты. В добавление к этим городам система оплаты проезда присутствует также в Актобе, Уральске, а также городах республиканского значения – Нур-Султане и Алматы. В южной столице ТОО SMSBUS в свое время пришлось доказывать право принимать платежи путем SMS. Боролось за рынок только созданное ТОО с главным оператором мегаполиса по приему платежей за проезд в общественном транспорте – холдингом "Онай".

Для Костаная такое положение вещей вполне удобно: компании предлагают пакет услуг по внедрению и дальнейшему функционированию электронной системы билетирования в общественном транспорте. По сути, ТОО Alempey является представителем группы ТОО. Кроме того, трехсторонний договор регулирует отношения между владельцами валидаторов и водителями автобусов. Первым выгодно получить как можно больше прибыли, а значит, за прозрачностью и точностью подсчета пассажиропотока сотрудники контрольно-ревизионного управления будут следить пристально. Вторые же освобождаются от необходимости тратить время и силы на прием платежей, что отнимало немало времени, а также обслуживание валидаторов. Водители также получают поддержку со стороны представителей компании-инвестора в лице контролеров-ревизоров в случае возникновения конфликтных ситуаций: нежелание платить, попытки мошенничества и т. д..

Татьяна Шестакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться