В Кызылорде построят подземный мост за 4,7 млрд тенге, жители переживают за оценку сносимого имущества

12505

Местные власти планируют заплатить за почти 30 частных жилых домов, детсад, продуктовый магазин, складские помещения.

В Кызылорде построят подземный мост за 4,7 млрд тенге, жители переживают за оценку сносимого имущества Фото: Махмуд Байходжаев

Кызылординцы, чьи дома и постройки в списке сноса, в ожидании оценки их имущества, но акимат города пока молчит, нервируя людей, сообщает inbusiness.kz.

Спустя много лет и обращений жителей начались подвижки с возведением путепровода через железнодорожные пути по ул. Жанкожа-батыра. Одно из оснований – рост автомобильного трафика и, как следствие, пробки на путепроводе. Также пробки на переезде под ж/д путями по ул. Коркыт ата. В час пик здесь движение машин сильно замедляется. Зимой еще добавляются проблемы с въездом и съездом с путепровода по ул. Салаватова, потому что скользко.

И, хотя недавно стало известно о строительстве подземного моста, редакция inbusiness.kz в Интернете нашла протокол публичных слушаний по проекту "Строительство ж/д путепровода через ул. Жанкожа-батыр в г. Кызылорде", который провели 5 мая 2023 года в 15:00 по адресу: ул. Жумабаева, 1, почти год назад.

Забегая вперед, отметим, что те жители, с которыми мы поговорили, не слышали о публичных слушаниях и не участвовали в них. Если, конечно, их соседи не пошли на слушания тайком.

Фото УПТиАД Кызылординской области

Далее, согласно протоколу, сообщается, что информацию о проведении публичных слушаний распространили на казахском и русском языках посредством экологического портала, на сайте акимата города, в местных СМИ, на досках объявлений.

В слушаниях приняли участие 23 человека. Также специалист областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования А. Косжанова, избранная председателем слушаний. Инженер-эколог ТОО "Алматыдорпроект" К. Сейткенова, избранная секретарем слушаний. С докладами выступили представитель "Алматыдорпроект" Н. А. Бекмуратов и вышеуказанная инженер-эколог К. Сейткенова.

В ходе слушаний, согласно протоколу, прозвучали три вопроса от неуказанных жителей улицы. Так, интересовались, когда начнется строительство моста. Как будут переходить переезд пешеходы, будет ли временная дорожка для них? Будет ли установлен светофор на другой стороне переезда?

Под протоколом стоят подписи А. Косжановой и К. Сейткеновой.

К протоколу приложен список 23 участников с указанием в одних случаях ИИН, в других – номеров мобильных телефонов.

Скорость движения по мосту будет 60 км/ч. Автодорога станет двухполосной. Ширина каждой полосы – 3,5 метра. Еще будут две пешеходные дорожки, каждая шириной 2,5 метра.

Финансируется проект из республиканского бюджета.

Далее можно увидеть 3D-модели будущего моста за 4,7 млрд тенге и другую информацию.

Фото УПТиАД Кызылординской области

На момент подготовки материала стало известно, во сколько оценили лишь некоторые дома. Так, за дом, оцененный владельцами в 7-8 млн тенге, акимат предложил 4 млн тенге. Другой дом примерной стоимостью 100 млн тенге оценили в 60 млн тенге. Люди возмущены.

Чего хотят жители

Конечно, мы поговорили с жителями этого района.

Так, у Гульханыз-апай дом не подпадает под снос. Но она отметила, что мост нужен.

"Его обещали построить еще во времена акима области Серикбая Нургисаева (руководил областью в 1999-2004 гг.). Из-за того, что в близлежащих гимназиях учатся дети из других микрорайонов, здесь через ж/д пути постоянно ходят школьники. Однажды дети попали под поезд, пытаясь пролезть под вагонами, чтобы перейти на другую сторону. Недавно на моих глазах двое парней полезли под вагон, и один поранил плечо, когда поезд тронулся. Он сказал второму, передай учительнице, я не смогу прийти, и пошел домой. Во время праздников здесь проходит много людей. Много семей. Недавно сама перебегала пути перед едущим поездом. Мне сигналили, а что делать? Стоять и ждать, пока проедет, не могла", – рассказывает она.

Отметим, в советские годы здесь была автодорога, но позже движение запретили, установив ограду с дверцей для пешеходов.

Ближайший безопасный обход – это пешеходный мост над ж/д путями, рядом с вокзалом, на расстоянии почти 900 метров. Справа же автомобильный и пешеходный переход под путями, на расстоянии более 1300 метров.

Жительница отметила, что подземный мост лучше, чем наземный, так как подниматься тяжело.

Другой житель района, чей дом находится с правой стороны ул. Жанкожа-батыра и не подпадает под снос, сказал, что мост нужен.

"Посмотрите вечером на переезды (по ул. Салаватова и Коркыт ата. – Прим. авт.). В час пик там пробки. Некоторые едут через мост, расположенный дальше путепровода по ул. Салаватова. Город растет. Те дороги, которые есть, уже узкие. Много жителей залинейной части учатся и работают в городе. Зачем им объезжать ж/д пути, когда можно по прямой через переезд пройти?!" – отметил он.

По его словам, новый мост облегчит, обезопасит и сократит время в пути.

Жительница дома, который будут сносить, Амина-апай рассказала, почему не сносят дома по обе стороны ул. Жанкожа-батыра.

"Если бы сносили дома с обеих сторон, мост поместился бы. До нашего дома не дошли бы. Такой дом мы снова не построим. Еще вопрос – сколько нам заплатят? Мы много лет тяжело пахали, чтобы построить дом для детей. В феврале приходили, фотографировали дом снаружи и внутри. До сих пор не знаем, во сколько оценили дом. Обещали к празднику Наурыз сообщить. На соседней улице продается дом, земельный участок 5 соток. Раньше продавали за 150 млн тенге. У нас участок 10 соток. Сейчас тот дом продают за 100 млн тенге. Если нам завтра скажут, что оценили наш дом в 50-60 млн тенге, что мы купим за такие деньги? Недавно посмотрела один старый дом в районе Универсама. Просят 90 млн тенге, мол, в центре города же", – возмущается женщина.

На вопрос о публичных слушаниях она ответила, что не слышала и не ходила.

"Акимат сказал, что отправил уведомления. Но мы ничего не получили. Нас не звали в акимат, не собирали. Потом выяснилось, что уведомление отправили на старый адрес. Там живет моя старшая дочь, она сказала, что тоже ничего не получила", – поясняет она.

Живет Амина-апай здесь с 2012 года.

"Дом начали строить в 2004 году. Переехали сюда в 2012 году. До сих пор плачу по кредитам, за счет которых строили дом. Когда начала строить, красный (облицовочный. – Прим. авт.) кирпич стоил 70 тенге, последнюю партию покупала за 120 тенге. Спросила у оценщиков от акимата с намеком, может, мой дом стоит 150 млн тенге, сказали, что и 100 млн тенге не будет стоить. Значит, и того меньше дадут", – сетует она.

У следующего спикера, Лауры, под снос попадают дом и продуктовый магазин.

"Оценку дома делали в январе. Прошел февраль, март заканчивается, но до сих пор еще ничего не сказали. Мы предприниматели, у нас продуктовый магазин. Не знаем, продлевать или нет лицензию для продажи алкоголя. По закону лицензию оформляют по адресу магазина. Поэтому, если открою магазин в другом месте, использовать ее не смогу. Акимат же молчит. Лицензия стоит 345 тыс. тенге на год. Ежеквартально ее нужно продлевать, за 100 тыс тенге. Кто даст 100 тыс. тенге? Чтобы столько заработать – это сколько товаров нужно продать? Если сейчас не продлим, то придется снова оформлять годовую, за 345 тыс тенге. Сейчас мы ждем оценку. Не знаем, что делать. Если цена будет нормальная, то успокоимся, если нет, то будем оспаривать. Нам ведь придется покупать жилье, вкладываться в бизнес на новом месте, платить по кредитам", – отмечает Лаура.

Живет собеседница с семьей в этом районе с 1997 года. Дом построили в 2006-м, переехали в 2009-м.

"Мы привыкли к соседям. Мы не молодые. Трудно будет переезжать. Нам не нужно жилье в многоквартирном доме. Семья большая. Хочу жить в частном доме. Старшая дочь учится в Алматы, отправляю ей деньги на аренду жилья, другие расходы", – сообщила она.

Вместе с тем Лаура согласна, что мост нужен.

"Наш магазин работает здесь второй год. Раньше не обращала внимание на проблемы с переходом ж/д путей. Теперь знаем. Мы летом торгуем допоздна, иногда до часа ночи. Один раз поезд стоял на путях 3 часа. Люди не знали, что делать, пройти под вагонами или ждать. Однажды сама проползала под вагоном, поскользнулась и сорвала ноготь на пальце руки. Не сразу заметила из-за нервов, пока ползла. После этого перестала проходить под вагонами. Мост нужен. По утрам здесь поезда стоят по полчаса, людям нужно на учебу и работу, и они лезут под вагоны. Если появится мост, будет очень хорошо для автомобилистов. Мост будут строить с левой стороны ул. Жанкожа-батыра, потому что на другой стороне дорога проходит тоже по левой стороне", – сообщила она.

Еще мы поговорили с начальником отдела областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Омирбеком Мусаевым.

Кто так строит?

"Стоимость проекта – 4,7 млрд тенге. На этот год выделено 500 млн тенге. Подрядчик – ТОО "СМК Аманат". Сейчас проводят конкурс по определению технадзора. Когда определят, получим ордер на проведение строительно-монтажных работ. Планируем начать СМР в конце апреля – когда акимат города разберется с оценкой жилья, выплатой средств. Тем временем у переезда в апреле-мае начнутся земляные работы. Подрядчик уже отвез туда вагончики. Строить мост будут почти 2 года. Средства из республиканского бюджета", – сообщил спикер.

Мост необходим, отмечает он.

"Мост будет проходить под ж/д путями. Строить надземный дороже, чем подземный. К примеру, этот проект накладывается на много домов. Было разработано несколько вариантов. Выбрали наиболее оптимальный. Если строить мост поверху, то надо убирать трубы теплоснабжения. В таком случае стоимость проекта составит 8-9 млрд тенге", – сказал чиновник.

К слову, на случай проливных дождей подземный мост оснастят двумя бункерами по 50 тонн, куда вода будет автоматически откачиваться.

В городском акимате сообщили, что публичные слушания не проводили. Их проведут, но когда – неизвестно.

Читайте по теме:

Когда завершат строительство самого большого в Казахстане моста через Бухтарминское водохранилище в ВКО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться