В залог будущего урожая

12937

Поправки в законодательство, регулирующее АПК, позволят крестьянам закладывать в банки даже страховые полисы.

В залог будущего урожая Фото: Максим Морозов

Деньги на развитие

По информации депутата мажилиса Парламента РК Мурата Темиржанова, речь идёт о внесении изменений в 30 законодательных актов, 10 кодексов и 20 законов, которые регулируют работу агропромышленного комплекса (АПК). Всего около 570 поправок.

В Минсельхозе акцент делают на тех, что должны сделать финансы для сельхозников доступнее. Уже сегодня понятно, что объём безвозмездной помощи максимально сократят. По примеру ведущих мировых стран – экспортёров сельхозпродукции предприятиям АПК теперь будут оказывать так называемую косвенную помощь в виде субсидирования процентных ставок по кредитам и лизингу. В Минсельхозе подчёркивают, что эти виды поддержки сельского хозяйства в рамках требований ВТО можно оказывать без ограничений.

К кредитованию предприятий АПК планируют привлечь банки второго уровня. В этом году в МСХ уже возобновили субсидирование ставок по кредитам на пополнение основных средств, а также лизинг сельхозтехники и сельхозживотных. По информации, озвученной вице-министром сельского хозяйства Бериком Бейсенгалиевым, за девять месяцев этого года приобретено 2600 единиц техники на общую сумму 50 млрд тенге. До конца года этот объём планируют довести до 70 млрд тенге. За весь прошлый год было приобретено техники на 43 млрд тенге.

В рамках новой политики поддержки АПК бюджетные средства будут выделять в виде кредитов. Деньги компании должны будут направлять главным образом на расширение или модернизацию производства, а также обновление техники и оборудования либо закуп скота. Как уже заявлял Минсельхоз, погектарные субсидии отменят уже со следующего, а субсидии продуктивности животноводства – с 2020 года. В итоге из ныне действующих 54 субсидий оставят лишь 34, которые будут максимально упрощены и автоматизированы.

Бумага в залог

Одной из главных проблем АПК в Минсельхозе признают отсутствие залоговой базы, признаваемой банками ликвидной, что снижало долю предприятий сельскохозяйственной отрасли в кредитном портфеле банков. Расширить доступ к деньгам планируют за счёт электронных аграрных расписок, которые приравняют к векселям. Эту бумагу можно будет закладывать в банк под будущий урожай, но с привязкой к площади имеющихся земель. Берик Бейсенгалиев привёл пример: если фермер имеет 1000 га и получает урожай около 10 ц/га, то максимально можно имитировать до 30-40% от урожая. Необходимые ограничения планируют установить в самой системе электронных расписок.

С введением новых подходов в сфере страхования в республику планируют привлечь международные страховые компании, с которыми сегодня уже обсуждают возможные формы сотрудничества. В свете этого в Минсельхозе говорят, что страховой полис может стать дополнительным обеспечением для получения займа в БВУ.

"Мы перейдём от обязательного к добровольному страхованию и от субсидирования страховых выплат к субсидированию страховых премий. Действующая система пережила себя. С 2009 года закон не менялся, тарифы были "зашиты" ещё тогда. Нормы компенсации минимальные. При этом производители при страховом случае не закрывают минимальные затраты. В прошлом году застраховали всего семь миллионов гектаров. Остальные решили, что проще заплатить штрафы", – описал ситуацию вице-министр МСХ РК.

При этом министерство признаёт эффективность работы кредитных товариществ. Их сегодня в стране 190. В общей сложности они имеют в портфеле более 100 млрд тенге. По задумке Минсельхоза, необходимо будет сформировать центральные кредитные товарищества, которые смогут аккумулировать более крупные суммы и перераспределять средства между югом и севером страны, поскольку сроки сева и уборки здесь разнятся. В будущем центральные кредитные товарищества могут трансформироваться в аграрный банк.

Помоги себе сам

Часть бюджетных затрат также планируют переложить на плечи крестьян. Одну из поправок озвучивает сам Минсельхоз. Речь о покупке пестицидов и проведении фитосанитарных мероприятий. Ежегодно из бюджета на эти цели выделяют 2,2 млрд тенге. 700 млн из них идут на закуп самих препаратов, а остальная часть расходуется на транспортировку, хранение и сами обработки. По словам Берика Бейсенгалиева, на эти средства удаётся обрабатывать лишь 55% из 3,4 млн гектаров площадей, подлежащих обработке. Заключение – траты неэффективны.

"Предусмотрен переход от полного финансирования к удешевлению сельхозтоваропроизводителям затрат на приобретение пестицидов и проведение фитосанитарных мероприятий. Исключением останутся обработки против стадных саранчовых и карантинных объектов, размещённых на землях гоосзапаса. За счёт имеющегося финансирования площадь обработки можно довести до ста процентов. Также в рамках ежегодно выделяемых средств планируется направить необходимую сумму на возмещение затрат за уничтоженные бактериальным ожогом деревья", – отметил Берик Бейсенгалиев.

Впрочем, с этим предложением не согласны депутаты мажилиса Парламента.

"Эти изменения, на наш взгляд, не соответствуют проводимой госполитике по дерегулированию бизнеса. Они налагают на сельхозтоваропроизводителей  дополнительные обязательства. Это приведёт к росту распространения карантинных объектов, так как большая часть крестьян не имеет финансовой возможности по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов на должном уровне", – высказал позицию депутат мажилиса и член рабочей группы по законопроекту Мурат Темиржанов.

Акимат Акмолинской области озвучил еще одно предложение, которое также имеет цель снизить бюджетные траты за счёт крестьян. Речь об таврировании и чипировании животных.

Сегодня ветстанции сами закупают азот для идентификации лошадей холодным методом. Затраты на транспортировку и проведение операции также несут районные ветстанции. В минус владельцам скота акиматы ставят то, что они не обеспечивают фиксацию животных во время этой "сложной и травмоопасной процедуры". Повысить ответственность предлагают через изменения в законодательстве, которые обяжут животноводов оплачивать эти услуги. К слову, за счёт крестьян предлагают бюджет ещё и пополнять через штрафы за несвоевременное предоставление животных для идентификации.

Ветеринарная безопасность

Против изменений в структуры ветеринарных служб особых возражений нет. Минсельхоз предлагает вернуть контрольно-надзорные функции от местных исполнительных органов (управлений ветеринарии акиматов) обратно в Комитет ветеринарного надзора и контроля. Кроме того, будет создана вертикаль ветеринарной службы на областном уровне. Как пояснили в Управлении ветеринарии Костанайской области, сегодня районные ветстанции подчиняются местному акиму. После изменений будут подчиняться непосредственно управлению. Это позволит оперативно реагировать на вспышки заболеваний, упростит и ускорит проведение различных процедур. Ведь в функционале ветеринаров на местах останутся реабилитационные работы.

Ещё одним изменением в работе ветслужб может стать внесение в законодательные акты необходимых изменений в части функционала ветпостов на границах. Как отмечает руководитель Управления сельского хозяйства Северо-Казахстанской области Кайрат Омаров, ветсанконтроль на границе отсутствует. Хотя на российской стороне Россельхознадзором организованы пункты предварительного уведомления по линии ветеринарии и фитосанитарии.

Земельная тема

Депутаты мажилиса сегодня пытаются в рамках законопроекта внести ограничения на перевод особо охраняемых земель в земли запаса. Исключениями, по мнению членов рабочей группы, должны стать строительство и функционирование водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, а также нужды пограничной службы и обороны РК.

В регионах же вновь поднимают вопрос целевого использования земель. Акимат Костанайской области внёс предложения об упрощении процедуры изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения. Одно из них заключается в сокращении сроков, необходимых для признания участка неиспользуемым: с двух лет до года.

"В текущем году поданы иски об изъятии в судебном порядке на 97 тысяч гектаров. Но в принудительном порядке изъято всего 39 тысяч гектаров, или 40 процентов. Это говорит о том, что процесс изъятия слишком забюрокрачен. К примеру, решением суда было отказано в удовлетворении исковых требований о принудительном изъятии земель ТОО "Талап Астык", ТОО "АПК ЖерАна", ТОО "Коныспай-Агро", которые не используют земельные участки площадью более 38 тысяч гектаров в Житикаринском и Камыстинском районах на протяжении более четырёх лет. Что наносит существенный урон экономике районов", – отметил заместитель акима Костанайской области Гауез Нурмухамбетов.

В качестве ещё одного рычага воздействия на владельцев неиспользуемых земель предложили возобновить судебную практику по расторжению договоров аренды земельного участка с недобросовестными землепользователями, в том числе земель, находящихся в залоге.

Спорными акиматы считают и нормы Закона "О пастбищах" в части вовлечения в сельскохозяйственный оборот пастбищных угодий. В частности, речь идёт о ст. 12 закона, которая позволяет землепользователям образовывать объединения владельцев пастбищ через договор о совместной деятельности. На практике получается, что если у одного крестьянина есть скот, то второй, не имея поголовья, может избежать изъятия пастбищ.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться