Весна показала, кто и как к ней готовился

Аскар Муминов Аскар Муминов
6137

Практику ежегодного строительства и усиления дамб предлагается пересмотреть.

Весна показала, кто и как к ней готовился

На площадке аналитической группы КИПР (Клуб института политических решений) эксперты подвели итоги сложного весеннего сезона для Казахстана, который был богат на паводки. Специалисты сошлись во мнении, что систему подготовки к паводкам нужно срочно менять и улучшать материально-техническое оснащение водного фонда Казахстана.

Заместитель министра внутренних дел РК Юрий Ильин рассказал о том, что паводковая ситуация осложнила жизнедеятельность 87 населенных пунктов республики.  В общей сложности было подтоплено 1504 жилых дома, или 9% от общего числа паводкоопасных населенных пунктов по всей республике, при этом на учете состоят 918 подобных населенных пунктов. В период с 2016 года по I квартал 2017 года было построено 122 км и отремонтировано 146 км существующих защитных дамб. Выполнено 73 км берегоукрепления и 37 км дноуглубления русел рек. Очищено 22,4 тыс. водопропускных труб под автомобильными дорогами и мостами и 4,2 тыс. – под железнодорожными путями. Проведено спрямление и уширение на 11,7 км русел паводкоопасных рек. Из населенных пунктов вывезено 16,5 млн кубометров снега. В период паводка заблаговременно эвакуировано более 10 тысяч и спасено 90 человек.

Из общего числа пострадавших населенных пунктов 55 случаев, или 63%, подтоплений единичны, то есть подтоплено менее 10 домов, заверил Юрий Ильин. По его словам, всего из 87 взятых на учет как пострадавшие населенных пунктов в 72% число подтопленных жилых домов не превышает 30. Замминистра внутренних дел заверил, что за счет созданных защитных сооружений удалось предотвратить масштабные подтопления в большинстве пострадавших населенных пунктах в прошлые годы.

В наиболее пострадавшей в 2016 году от талых вод Северо-Казахстанской области в прошлом году выполнены работы по обвалованию, то есть созданию водоотводных каналов, 26 населенных пунктов, вследствие чего в данной области подтоплений талыми водами населенных пунктов в 2017 году не регистрировалось. Из 87 подтопленных населенных пунктов в 70 подготовленными формированиями гражданской защиты вода из жилых домов была отведена в течение трех суток, в 12 из них чрезвычайные ситуации ликвидировались менее чем за 24 часа.

За счет превентивных мер удалось защитить от паводка ранее подтапливаемые 38 населенных пунктов в Карагандинской и 6 – в Акмолинской области.

Отступать некуда – Астану защищали, как могли

Юрий Ильин также пояснил ситуацию с угрозой подтопления столицы. По его словам, 14 апреля из-за увеличения притока и отсутствия свободного объема в течение суток объем сбросов из Астанинского водохранилища вырос с 40 до 800 кубометров в секунду, то есть сразу в 20 раз, а 17 апреля дошел до 1200 кубометров в секунду. Возникла угроза трем населенным пунктам Аршалынского района Акмолинской области, расположенным ниже водохранилища. Сброшенная из Астанинского водохранилища паводковая вода была перехвачена объектом "Защита города Астаны от паводковых вод реки Есиль" в объеме 263 млн кубометров с дальнейшим пропуском в русло реки Есиль в объеме не более 40 кубометров в секунду. В результате экстренно проведенных работ по укреплению имеющихся защитных противопаводковых сооружений подтопления населенных пунктов Аршалынского района и Астаны допущено не было, отчитался чиновник.  

Также он детально остановился на ситуации в областях республики. Так, в Астраханском районе Акмолинской области в результате подъема уровня реки Колутон выше критического на 125 см было подтоплено 99 домов в пяти населенных пунктах. В Атбасарском районе подтоплено 454 дома. Подъем уровня реки Жабай выше критического составил 2,62 м, а именно 9,12 м при критическом 6,5 м. В Атбасаре произошло разрушение построенной в 2016 году защитной дамбы, стоимость строительства которой составила 163 млн тенге, и все масштабные подтопления Атбасара были вызваны исключительно разрушением защитной дамбы, пояснил Юрий Ильин.

Он заметил, что для снижения последствий паводков необходимо регулирование водного режима путем приема повышенных расходов паводковых вод в водохранилища и контролируемый их пропуск ниже по течению. Сейчас предпринимаются меры по строительству Бузулукского водохранилища емкостью 1 млрд кубометров и более вблизи города Есиль в Акмолинской области. Также, по словам чиновника, требуется пересмотреть практику ежегодного строительства и усиления существующих дамб. Важным он назвал и дальнейшее развитие гидрометеорологической службы с целью получения более точных и своевременных прогнозов о предстоящей в паводок водности рек.

Депутат мажилиса Парламента РК Ирина Смирнова обратила внимание на то, что сейчас существует разрозненность в курировании водных вопросов, так как этим занимаются разные ведомства, включая Министерство сельского хозяйства, отсутствует единая стратегия по решению водных проблем. Без общего координирующего центра неэффективными оказываются научные исследования по предупреждению паводков.

"Научные исследования ведутся параллельно друг другу, иногда совпадают в тематике, поскольку идут по линии различных министерств и ведомств. Очевиден недостаток информационного обмена между ними. Необходимо формирование единого управляющего центра в водной сфере, который сформировал бы общую стратегию развития, включая изучение водных ресурсов, оперативное управление ими и стратегическое планирование. Необходима модернизация гидротехнических и очистных сооружений, обеспечение их безопасности, проведение ремонта лотковых систем, пересмотр культур в орошаемом земледелии, нужна ориентация на рост оборотного, циклического водопользования", – подчеркнула Ирина Смирнова.

Казгидромет теряет кадры и ресурсы

Заместитель генерального директора Казахстанского агентства прикладной экологии по науке профессор Малик Бурлибаев заметил, что с 1991 по 1999 год Казгидромет был вынужден закрыть около 33% наземных метеорологических станций, 65% гидрологических постов, 55% пунктов с агрометеорологическими наблюдениями и 47% аэрологических станций. На действующих метеорологических станциях регистрация данных производится в куда меньшем объеме, что сказывается в том числе в подготовленности к чрезвычайным ситуациям. При этом качество гидрометеорологических наблюдений также не обеспечивается на должном уровне, так как используемые в работе приборы имеют просроченный срок поверки из-за закрытия в Казгидромете службы средств измерений.

"Все реки Казахстана по типу питания относятся к центральноазиатскому типу, то есть 70-80% годового стока составляют снегозапасы, образующиеся при полном таянии снежного покрова. При выявлении запасов воды в снегозапасах исключительную роль играют снегомерные съемки. Речь об измерении высоты снежного покрова и плотности снега для выяснения запасов воды в снежном покрове на площадях водосбора. Все снегомерные съемки привязаны к метеорологическим станциям РГП "Казгидромет" Министерства энергетики", – рассказал г-н Бурлибаев.

Заведующий лабораторией гидроэлектростанций и гидротехнических сооружений КазНИИ энергетики имени академика Ш. Чокина Марат Кошумбаев отметил, что в настоящее время в гидротехническом строительстве используются дамбы, плотины, которые создают хранилище воды. Эти громоздкие и дорогие сооружения имеют в своем составе водосбросы, гасители и очистители воды. Такая плотина находится под большим давлением воды и всегда имеется риск ее прорыва, как в случае с Саяно-Шушенской ГЭС и Кызыл-Агашем.

Основными причинами аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) являются: кавитационная эрозия –  в 11% случаев, слабость конструкции гасителя – 13%, недостаточная пропускная способность водосброса – 26%, разрушение основания плотины – 44%, высокое давление на плотину – 6%.

Эксперт заметил, что для решения проблемы повышения надежности ГТС специалистами предлагается новый механизм финансирования через государственно-частное партнерство в виде акционерного общества, в котором государство имеет 50% акций, а оставшаяся часть уставного капитала будет принадлежать научным центрам и ученым.

По словам г-на Кошумбаева, в сфере ГТС новые разработки в Казахстане не внедрялись последние 30 лет. Не финансируются НИОКР по ГТС. Нет уполномоченного органа по контролю и мониторингу за состоянием гидротехнических сооружений.

Нужен социальный аудит

Член общественного совета Алматы Марат Шибутов считает, что для того, чтобы действия государства были эффективными,  они должны быть направлены на предотвращение негативных последствий паводков, а не на ликвидацию их последствий. По его словам, необходимо обеспечить рациональное использование водного фонда. Сейчас только 67% населения Казахстана имеют доступ к качественной питьевой воде, и 47% – к системам водоотведения.

Директор общественного объединения "Ангел" Людмила Петрова из Атбасара отметила, что возможными причинами масштабных паводков в Казахстане в этом году стали глобальные изменения в природе и отсутствие координации с международными организациями в этих вопросах, отсутствие квалифицированных экспертов – водников, проектировщиков, экологов в Казахстане. По ее словам, игнорируется общественное мнение, при этом у самого населения низкая правовая грамотность, отсутствует социальный аудит. Так, например, в Атбасаре жители считают более эффективным почистить русло реки и углубить дно, чем осваивать немалые деньги на земляные дамбы и шлак, которые загрязняют реку и губительны для здоровья.

Эксперт поясняет, что для улучшения паводковой ситуации в Казахстане необходимо разработать стратегический документ с учетом системного подхода не только внутри страны, но и в контексте глобальных изменений. Важно повышать кадровый потенциал нужных экспертов и специалистов и экспертный уровень НПО, обучать представителей населения, проживающего в зонах риска.  

Член президиума, председатель комитета социальной политики бизнеса национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Талгат Доскенов предложил в республиканском и местных бюджетах предусмотреть средства как госзаказ на проведение научных и полевых исследований с использованием космических и аэрокосмических исследований для определения многолетних адресных рисков. Карту рисков регионов разместить на сайте комитета по ЧС МВД с обозначением ответственных лиц. На основе исследований определить зоны рисков и зоны ответственности согласно уровню властных полномочий.

"Важно создать систему мониторинга, учитывающую рельеф местности – реки, склоны, водохранилища, дороги, преграждающие путь паводковым водам. Мониторинг должен учитывать все факторы риска, информация о которых поступает в единую базу КЧС: метеосводки, аэрофотосъемка, рельеф местности, принятые меры по предотвращению. И виртуальная система учитывает все риски на основе математического моделирования и выдает сигналы по принятию мер заблаговременно. Проведенная работа впоследствии позволит создать карту земель, на которых должно быть запрещено какое-либо строительство в целях предотвращения создания условий для экстремальных ситуаций. Это позволит принять соответствующий правовой акт о запрете строительства новых объектов и "переселения" населения из зон, подверженных риску затопления, с выделением финансовых средств для "передислокации" определенных групп населения. Кроме того, необходима ревизия всех дамб и водных сооружений страны для последующего капитального ремонта. При этом необходимо учитывать обстоятельство переданных в частную собственность водоемов для разведения рыб и рыбалки, у которых ресурсов на дорогостоящие мероприятия нет. Следует предусмотреть целевые средства для решения угрожающих безопасности объектов для населения", – считает г-н Доскенов.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться