Время ценовых войн: что происходит на рынке авто в Казахстане

33929

​Каково соотношение спроса и предложения, почему китайский автопром начинает диктовать цены и когда закончится ценовая борьба за долю рынка?

Время ценовых войн: что происходит на рынке авто в Казахстане Фото: inbusiness.kz

С 1 апреля Россия фактически закрыла канал ввоза автомобилей, растаможенных в странах ЕАЭС, утвердив схему, по которой недоплаченные налоги и сборы при занижении таможенной стоимости будут учитываться в составе утильсбора. Такая практика, ставшая популярной в 2023 году, делала Кыргызстан, не имеющий автозаводов, вторым по значимости направлением для ввоза машин в РФ после Китая. Лояльные таможенные условия в Кыргызстане делали такие поставки привлекательнее, чем официальные поставки или параллельный импорт. Как это решение, размывающее само понятие и суть Таможенного союза, отразится на казахстанском рынке, рассказал в интервью inbusiness.kz главный редактор журнала "За рулем" Алексей Алексеев.

– Как данное решение России может повлиять на казахстанский автомобильный рынок?

– В 2023 году казахстанский рынок автомобилей поставил исторический рекорд, впервые преодолев отметку в 200 тысяч проданных машин. Предыдущий рекорд был установлен в 2011 году, когда было реализовано 165 тысяч автомобилей.

Рост продаж в 2022 году был обусловлен спросом из России, однако дефицит полупроводников и автомобилей в целом ограничивал количество реализованных машин. В 2023 году проблема с полупроводниками была решена, что позволило удовлетворить отложенный спрос и привести к взрывному росту продаж в Казахстане.

Действительно, часть машин из Казахстана направлялась в Россию, но в 2023 году этот поток был не столь значительным. Основной объем параллельного импорта шел к ним через Кыргызстан, включая автомобили из Китая. Дилеры подтверждают, что продажи машин в Россию не являются доминирующим фактором в росте казахстанского рынка. По их словам, устойчивый рост продаж наблюдался еще с 2011 года, когда рынок восстановился после девальвации. Поэтому текущий рост можно считать естественным и ожидаемым.

В этом году рынок автомобилей в Казахстане продолжает демонстрировать устойчивый рост продаж. Кроме того, в стране строится три новых автозавода, запуск которых в 2025-2026 годах еще больше стимулирует спрос.

К тому же в Казахстан активно заходят китайские бренды, предлагающие доступные по цене автомобили с хорошим соотношением цена-качество. Поэтому я не опасаюсь за будущее казахстанского рынка. Решение России о закрытии лазейки для ввоза автомобилей из ЕАЭС не окажет значительного влияния на его развитие.

– Что будет с ценами на автомобили в Казахстане? Можем ли мы ожидать их повышения?

– Текущий рост казахстанского рынка автомобилей не связан с решением России о закрытии лазейки для ввоза авто из ЕАЭС. На нашем рынке происходит ценовая война между китайскими брендами, которые конкурируют за долю рынка, предлагая машины по самым низким ценам. Лишь Chevrolet предлагает еще более низкие цены, но только на одну модель, которая пока держит лидерство. В целом казахстанский рынок автомобилей достаточно независим от решения России, поэтому оно не окажет значительного влияния на его развитие.

Единственный фактор, который может повлиять на продажу дорогих автомобилей, – это экспорт премиум-марок, таких как BMW и Mercedes. Но объемы этих поставок незначительны – десятки штук в лучшем случае.

В целом на казахстанском рынке нет дефицита автомобилей, поэтому ожидать повышения цен не стоит. Более того, появление новых китайских брендов с конкурентными ценами усиливает давление на цены, способствуя их снижению. На самом деле на казахстанском рынке автомобилей сейчас происходит ценовая война. Если сравнить цены лета 2023 года с текущими ценниками, то видно, что стоимость китайских автомобилей снизилась на несколько миллионов тенге.

Это подтверждается конкретными примерами, например, скидкой в 12 миллионов тенге, которую при покупке получили мои друзья. Сейчас все ориентируются на цены китайских автомобилей, что является результатом жесткой конкуренции между брендами за долю рынка.

– Как изменения на рынке автомобилей могут повлиять на работу казахстанских дилеров и импортеров?

– С запуском трех новых автозаводов в Казахстане в 2025-2026 годах общий объем производства может достичь 150 тысяч автомобилей в год. Однако на первом этапе производство может быть меньшим, и автозаводам будет необходим эффективный сбыт своей продукции. Думаю, для стимулирования продаж отечественных автомобилей в 2025 году государство должно рассмотреть возможность введения льготного кредитования или других программ поддержки автопрома. Это позволит создать дополнительные стимулы для покупателей и обеспечит спрос на продукцию новых заводов.

– Как решение России о закрытии границы для ввоза авто может повлиять на отношения между странами?

– Решение России о повышении пошлин на ввоз автомобилей не является полным закрытием границы. Это мера защиты российского рынка, который сейчас характеризуется специфическими условиями и необходимостью поддержки отечественного производства. Инициатива повышения пошлин, по видимости, исходила от "Лады". На отношения Казахстана и России это решение не оказывает значительного влияния. Казахстан не был основным поставщиком автомобилей в Россию. Параллельный импорт из Казахстана в Россию в основном ограничивался небольшими партиями дорогих автомобилей.

– Как решение России может повлиять на будущее Таможенного союза?

– На мой взгляд, никак не повлияет. Россия будет восстанавливать свой автопром, по-своему влиять на его развитие, то есть налаживать производство китайских машин вместо западных брендов и насыщать свой рынок. С этой позиции повышенные пошлины – это логичная мера.

Читайте по теме:

Запрет на ввоз авто в ЕАЭС: куда пойдут цены на авто с 1 апреля

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться