Все магазины у дома по Казахстану в "ужасе " от решения МВД

Новые вмешательства силовиков в правила реализации отдельных подакцизных товаров создали на пустом месте риски существенного падения доходов.

Все магазины у дома по Казахстану в "ужасе " от решения МВД Фото: сгенерировано с помощью ИИ shedevrum

Инициатива министерства внутренних дел Казахстана по кардинальному реформированию алкогольного рынка Казахстана, вплоть до запрета продажи в обычных магазинах у дома и полного бана онлайн-торговли, вызвала жесткую реакцию бизнеса. Пока ведомство Ержана Саденова апеллирует к 10 тыс. "пьяных" преступлений в год, НПП "Атамекен" предупреждает о риске монополизации и потере дохода для более 175 тыс. магазинов. Как сообщили в МВД в ответ на официальный запрос inbusiness.kz, их предложение уже находится на рассмотрении межведомственной рабочей группы, но финальное решение еще не принято.

"Закон и порядок" против экономики "у дома"

В октябре глава МВД Ержан Саденов озвучил пакет радикальных мер по регулированию алкогольного рынка. Ключевых предложений три: полный запрет на продажу алкоголя через Интернет, реализация спиртного исключительно в специализированных магазинах (алкомаркетах) и ужесточение правил выдачи лицензий с ограничением их количества.

Позиция ведомства основана на криминогенной статистике. По словам министра, ежегодно в состоянии алкогольного опьянения в стране совершается до 10 тыс. преступлений.

"Назрела острая необходимость кардинального изменения государственной политики в сфере оборота алкогольной продукции с курсом на оздоровление населения", – подчеркивается в официальном ответе МВД на запрос inbusiness.kz.

По мнению силовиков, комплекс предлагаемых мер должен напрямую снизить уровень бытового насилия, уличной преступности и в целом повысить общую безопасность граждан в рамках укрепления принципа "Закон и порядок".

Бизнес бьет тревогу: монополия и "тень"

Национальная палата предпринимателей "Атамекен" отреагировала на инициативы незамедлительно и крайне негативно. По оценкам НПП, предлагаемые меры несут прямую угрозу для малого и среднего бизнеса.

Главный удар придется по 175 тыс. небольших магазинов у дома, для многих из которых алкоголь формирует львиную долю прибыли, позволяющую покрывать операционные расходы. Их исключение из легальной цепочки продаж, по мнению "Атамекена", приведет к двум предсказуемым последствиям.

Во-первых, это рост нелегальной торговли. Спрос на алкоголь не исчезнет, но уйдет в "тень" – на сомнительные точки, в багажники автомобилей и на черный рынок в мессенджерах, полностью лишенный контроля качества и уплаты налогов.

Во-вторых, бизнес-сообщество опасается неизбежной монополизации рынка. Требования к "специализированным магазинам", скорее всего, окажутся неподъемными для малого бизнеса, расчистив поле для крупных игроков и специализированных сетей.

Решение "зависло" в рабочей группе

Редакция inbusiness.kz направила официальный запрос в МВД, чтобы выяснить, на какой стадии находится разработка резонансного документа.

Как следует из ответа, инициатива уже перешла в практическую плоскость. Еще 16 мая 2024 года приказом председателя комитета госдоходов была создана рабочая группа при министерстве финансов. Именно минфин, а не МВД является уполномоченным органом в области регулирования оборота алкогольной продукции.

В состав этой рабочей группы вошли как представители госорганов, так и бизнес-сообщества.

"В рамках рабочей группы при минфине рассматривались предложения, направленные на улучшение администрирования алкогольной продукции, в том числе запрет розничной реализации алкогольной продукции дистанционно", – подтвердили в МВД.

При этом в ведомстве заверили, что окончательное решение не будет кулуарным. В МВД отметили, что ряд предложений находится на обсуждении, при этом в ходе рассмотрения будет учитываться мнение общественности, в том числе НПП "Атамекен", ОЮЛ "Союз независимых рестораторов" и других субъектов предпринимательства.

Очевидно, что МВД заняло жесткую позицию, намереваясь решить проблему "пьяной" преступности хирургическим методом. Однако бизнес-сообщество указывает, что выбранный "скальпель" может нанести непоправимый урон целой отрасли МСБ.

Сейчас мяч находится на стороне межведомственной группы при минфине. Именно ей предстоит найти крайне сложный компромисс между необходимостью оздоровления нации и риском создания многомиллиардного теневого рынка, который не будет платить налоги и гарантировать качество продукции. Судя по мобилизации "Атамекена" и других отраслевых союзов, борьба за формат будущих правил только начинается.

Читайте по теме:

Любителей пива в Казахстане ждет новый "налог"

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться