В феврале 2025 года первый заместитель председателя Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры Казахстана Руслан Алькенев выступил с инициативой ужесточить контроль над таксомоторными перевозками. Он предложил приостанавливать разрешительные документы в случае грубых нарушений ПДД, а также создать цифровой реестр таксистов. В случае злостных нарушений водитель должен исключаться из реестра, подчеркнул Алькенев.
Редакция inbusiness.kz направила запрос в министерство транспорта, чтобы выяснить, на какой стадии находится инициатива и планируется ли переход к лицензированию такси.
Уведомительный порядок вместо лицензии
Согласно действующему законодательству, таксомоторные перевозки регулируются Законом РК "Об автомобильном транспорте" и Правилами перевозок пассажиров и багажа, утверждёнными приказом и.о. министра по инвестициям и развитию от 26 марта 2015 года № 349.
В министерстве транспорта пояснили, что в настоящее время в стране действует уведомительный порядок. Физические лица, ИП или юридические лица, работающие напрямую или через интернет-платформы, обязаны лишь направить уведомление в местный исполнительный орган перед началом деятельности, в соответствии с Законом "О разрешениях и уведомлениях". Получение лицензии не требуется.
"Согласно пункту 1 статьи 26 Закона, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг или выполнению работ с использованием интернет-платформ и (или) мобильных приложений платформенной занятости, индивидуальные предприниматели или юридические лица перед началом осуществления деятельности в качестве перевозчика такси обязаны направить в местный исполнительный орган уведомление о начале деятельности в порядке, установленном Законом Республики Казахстан “О разрешениях и уведомлениях”", — дословно сообщили в ведомстве.
Безопасность на бумаге и на практике
Законодательство предусматривает ряд требований к перевозчикам такси, направленных на обеспечение безопасности:
- прохождение транспортом предрейсового технического осмотра;
- медицинские осмотры водителей до и после смены;
- соблюдение режима труда и отдыха.
Если перевозку осуществляет ИП или юрлицо, они несут прямую ответственность за соблюдение этих норм. В случае с физическими лицами, работающими через цифровые платформы, контроль возлагается на агрегаторы — информационно-диспетчерские службы, к которым подключены водители.
Государственный надзор осуществляют инспекции транспортного контроля. Кроме того, Министерство транспорта совместно с МВД проводит рейды, выявляя нелегальных перевозчиков и фиксируя нарушения с помощью систем видеонаблюдения и автоматической фиксации ("Сергек", АСИ и др.).
Статистика за январь-июль 2025 года показывает, что:
- за выпуск автомобилей без техосмотра или допуска водителей без медосмотра — 262 административных протокола, штрафы на сумму 15,5 млн тенге;
- за нарушение режима труда и отдыха — 4170 протоколов, штрафы на 78,5 млн тенге.
Цифры указывают на системные проблемы в отрасли, несмотря на наличие действующих требований.
Введение лицензирования не планируется
Несмотря на выявленные нарушения и высокие суммы штрафов, в Министерстве транспорта заявили, что вводить лицензирование деятельности такси не планируется.
"В настоящее время внедрение системы лицензирования для осуществления деятельности по перевозке такси не планируется", — говорится в официальном ответе ведомства на запрос inbusiness.kz.
По словам представителей министерства, действующий порядок уже предусматривает необходимый контроль — как через государственные органы, так и через цифровые платформы. Однако остаются вопросы, связанные с поведением самих водителей.
Отдельную озабоченность вызывают инциденты с участием таксистов, поведение которых может представлять угрозу пассажирам. Так, в апреле 2025 года в Астане водитель "Яндекс Такси" домогался пассажирки, а в августе был задержан таксист, замеченный в непристойных действиях после высадки клиентов.
Даже блокировка аккаунта в агрегаторе не гарантирует недопуск к платформе: водитель может зарегистрироваться повторно — с новым номером телефона или под чужими данными. В этих условиях встает вопрос о необходимости единой базы водителей и более жёстких механизмов верификации.
Создание цифрового реестра таксистов может стать шагом к повышению прозрачности и безопасности, но, по мнению экспертов, важно сохранить баланс между усилением контроля и доступностью услуг. Ужесточение регулирования может привести к оттоку водителей из сектора, особенно в регионах, где такси часто является единственным доступным видом транспорта.
Какой формат регулирования окажется наиболее эффективным — вопрос открытый и требует дальнейшего обсуждения с учётом интересов как пассажиров, так и добросовестных участников рынка.
Читайте по теме:
Как сэкономить на такси в Казахстане: работающие способы и лайфхаки