Министерство здравоохранения Казахстана планирует увеличить тариф на возмещение затрат за вызовы скорой медицинской помощи четвертой категории срочности в нерабочее время организаций ПМСП. Подушевой норматив вырастет с 340 до 360 тенге. Редакция inbusiness.kz направила официальный запрос в ведомство, чтобы выяснить экономическую подоплёку этого решения: откуда возьмутся средства и вырастут ли зарплаты работников неотложки?
Цена вопроса: оптимизация вместо трансфертов
Речь идёт о вызовах четвёртой категории срочности – это состояния, не угрожающие жизни пациента, которые обслуживаются мобильными бригадами при поликлиниках. Проект приказа предусматривает рост тарифа до 360,27 тенге на одного прикреплённого жителя.
В ответе на запрос Inbusiness.kz в минздраве сообщили, что повышение планируется ввести задним числом – с 1 августа текущего года. Главный вопрос – источник финансирования в условиях жёсткой бюджетной экономии. Как выяснилось, дополнительных вливаний из республиканского бюджета не будет. Речь идёт о внутренней "рокировке" средств.
"Для обеспечения нагрузки на службу скорой помощи, связанной с передачей вызовов четвёртой категории срочности вне часов работы субъектов первичной медико-санитарной помощи, увеличен подушевой норматив на 6% с 340,82 тенге до 360,27 тенге с введением в действие с 1 августа текущего года за счёт средств, высвобожденных в рамках оптимизации бюджетных средств гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). За счёт перераспределения бюджетных средств на реализацию нормы требуется 3 115 487 тыс. тенге", – говорится в ответе ведомства.
Таким образом, более 3,1 млрд тенге будут изысканы за счёт сокращения или перераспределения расходов по другим статьям бесплатной медпомощи.
Структура тарифа: бензин есть, новой машины нет
Редакция попросила раскрыть калькуляцию: что именно "зашито" в эти дополнительные 20 тенге. Учитывает ли тариф реальную рыночную стоимость ГСМ и запчастей, которые дорожают опережающими темпами?
В министерстве пояснили, что тариф покрывает стандартный набор расходов: оплату труда, налоги, медикаменты, комуслуги и повышение квалификации. Однако выяснилась критическая деталь, напрямую влияющая на состояние санитарного автопарка страны.
"Действующей методикой не предусмотрены расходы на амортизацию средств", – констатировали в минздраве.
Это означает, что обновление изнашиваемого транспорта не заложено в тариф. Касательно того, покрывает ли новый тариф инфляцию, ведомство ограничилось формулировкой, что "проводится анализ финансово-экономической информации", не предоставив конкретных цифр по достаточности суммы в 360 тенге в текущих реалиях.
Зарплаты: 177 тыс. тенге и "хозяйственное ведение"
Один из самых острых вопросов – социальное самочувствие работников "скорой". Повлияет ли рост тарифа на реальные доходы фельдшеров и водителей?
Министерство здравоохранения, по сути, делегировало ответственность за повышение окладов руководителям на местах, ссылаясь на статус предприятий на праве хозяйственного ведения (ПХВ).
"В соответствии с пунктом 2 статьи 138 закона РК "О государственном имуществе" формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются госпредприятием на праве хозяйственного ведения самостоятельно в пределах установленного фонда оплаты труда", – отметили в ведомстве.
При этом минздрав привёл данные по средним заработным платам (на одну ставку, I категория, стаж 13-16 лет), которые на данный момент выглядят следующим образом:
- фельдшер – 241,3 тыс. тенге;
- водитель – 177,6 тыс. тенге.
Учитывая, что 95% организаций здравоохранения имеют право самостоятельно распределять бюджет, прямой гарантии, что дополнительные 3 млрд тенге пойдут именно в карман рядовых сотрудников, в ответе не прозвучало.
Секретная математика
Попытка редакции получить на руки финансово-экономическое обоснование и детальные расчёты к проекту приказа не увенчалась успехом. В министерстве сослались на приказ № 136 от 11 марта 2024 года.
"Сведения о расчётах к утверждённым тарифам на медицинские услуги, предоставляемые в рамках ГОБМП и в системе ОСМС являются документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, имеющих пометку "для служебного пользования", – резюмировали в минздраве.
Таким образом, методология, по которой государство оценивает стоимость выезда бригады к пациенту, остаётся закрытой для общественности и экспертного сообщества.
Повышение тарифа на 6% подаётся как мера для обеспечения "финансовой устойчивости". Однако отсутствие в тарифе амортизационной составляющей, низкие базовые оклады, на которые часто жалуются работники неотложки, и закрытость расчётов оставляют открытым вопрос: станет ли это повышение реальным драйвером улучшения качества услуг или лишь покроет текущие кассовые разрывы системы здравоохранения за счёт внутренней оптимизации.
Читайте по теме:
Казахстан теряет врачей: куда и зачем уезжают специалисты