Появление новых транспортных маршрутов всегда открывает большие возможности для развития регионов, и Зангезурский коридор не исключение. Этот проект, который связывает Азербайджан с его эксклавом (Нахичеваньской областью) через территорию Армении, имеет потенциал кардинально изменить геополитический и экономический ландшафт Южного Кавказа и всей Евразии.
Сам коридор, судя по договоренностям сторон, будут контролировать США. Ряд иранских чиновников, в том числе советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти, высказались против передачи Зангезурского коридора Америке. Российская сторона также настроена негативно.
О том, как повлияет на Казахстан и его роль в евразийских торговых маршрутах с учетом вмешательства третьих сил со стороны США и критики Ирана с Россией, inbusiness.kz побеседовал с директором азербайджанского аналитического центра STEM Орханом Ёлчуевым.
– Орхан, каким образом реализация Зангезурского коридора может повлиять на транспортные и логистические возможности Казахстана и его роль в евразийских торговых маршрутах в сегодняшних условиях?
– Азербайджан и Казахстан – две страны, которые формируют новую реальность в транслогистической сфере во всей Евразии. Новый маршрут Среднего коридора – это не только путь для грузоперевозок. Он связывает целые макрорегионы: Южный Кавказ и Центральную Азию. Наши отношения настолько взаимосвязаны, что логистика определяет всю повестку между нашими странами. Порты – Актау, Курык и порт Алят взаимодополняют друг друга. Без строительства 5 тыс. км дорог в Казахстане до портов не было бы необходимости строить Порт-Алят, и наоборот. Мы рассматриваем все эти дороги как единую сеть, которая объединяет Казахстан, Азербайджан, а теперь еще и Грузию с Турцией.
Казахстан в этом процессе является настоящим локомотивом, который влияет на другие регионы: Южный Кавказ, Черноморский регион, Восточное Средиземноморье. Зангезурский коридор открывает для Центральной Азии самый короткий выход на турецкие порты в Мерсине, на побережье Восточного Средиземноморья и на ближневосточные рынки. Он открывает доступ к огромному региону. Существующий маршрут через Грузию, безусловно, хорошо развит, но новый коридор предоставляет дополнительные возможности для диверсификации.
– Открытие коридора началось после окончания Карабахской войны. На Ваш взгляд, это был катализатор или же эти процессы назревали давно?
– Вообще весь этот динамичный процесс начал развиваться после завершения Карабахской войны. Карабахская проблема была своего рода узлом, который сдерживал развитие нашего региона и одновременно препятствовал взаимодействию с другими регионами, в частности с Центральной Азией. Сейчас мы этот клубок развязали, и сразу же последовал динамизм.
В марте 2023 года президент Казахстана прибыл в Азербайджан. В ходе встречи было принято решение о внесении казахским народом своего вклада в восстановительные процессы Карабаха. Казахстан официально подарил Центр детского творчества имени казахского композитора Курмангазы в городе Физули. Начали расти двусторонние инвестиции.
Мы видим, что сегодня развивается логистика. Чем больше коридоров, тем больше возможностей для диверсификации. В данном случае Зангезурский коридор открывает для Южного Кавказа и Центральной Азии самый короткий выход к портам Турции в Мерсине, одновременно создавая связанность с Ближнем Востоком.
– Какие риски может нести Зангезурский коридор для Казахстана, учитывая обеспокоенность Ирана и России?
– Честно говоря, я не вижу никаких рисков для Казахстана. Наоборот, этот коридор способствует диверсификации, что всегда выгодно. Казахстан сможет отправлять грузы не только по традиционному маршруту через Грузию, но и через Армению, что открывает путь на Ближний Восток и даже вплоть до Южно-Африканского континента. Этот проект уникален тем, что он является частью сразу двух глобальных маршрутов – Восток – Запад и Север – Юг, соединяя разные континенты и океаны.
Что касается рисков для России, то их также нет. Россия сама была одним из интересантов открытия этого коридора. В трехстороннем заявлении 2020 года, которое завершило Карабахскую войну, девятый пункт обязывал Армению открыть беспрепятственное сообщение между западными районами Азербайджана и Нахчываном. Под этим документом стоит подпись Владимира Путина. С учетом того, что Северный коридор, проходящий через Россию, сейчас во многом ограничен из-за санкций, Зангезурский коридор дает России новый путь на юг, к теплым морям, в сторону Турции и Ближнего Востока.
Причина, по которой у России сейчас возникли осуждающие мнения в контексте этого коридора, – это участие американской компании, которая может получить этот 40-километровый участок на 99 лет в аренду. Коридор изначально после завершения Карабахского конфликта предполагалось передать под контроль Пограничной службы Федеральной службы безопасности (ФСБ) России. Но даже в случае, когда коридор будет под контролем американской компании, в эксплуатации коридора могут участвовать и другие страны, включая Азербайджан, Турцию, Россию, Казахстан и т. д.
В совместной декларации, подписанной в Вашингтоне лидерами трех стран, указано, что Республика Армения будет сотрудничать с США и согласованными третьими сторонами для определения рамок проекта "Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания" (TRIPP), как ныне называют участок Зангезурского коридора, на территории Армении.
Здесь надо отметить, что Россия во многом сама виновна в сложившейся ситуации. За все 5 лет после завершения конфликта Москва не оказывала давления на своего союзника, на Ереван, для открытия коммуникаций. В итоге американцы воспользовались сложившейся удобной ситуацией.
Что касается Ирана, их беспокойство связано с потерей монополии на транзит между основной частью Азербайджана и Нахчываном. Сейчас все автомобильные пути проходят через Иран, но запуск Зангезурского коридора создаст альтернативный маршрут. При этом существующий путь через Иран никуда не исчезнет, они будут работать параллельно. Иран также строит свой коридор, так называемый Аразский коридор, который будет идти параллельно Зангезурскому. Так что и здесь никакой угрозы для Ирана нет, только здоровая конкуренция.
– Как возможное расширение влияния США и НАТО на Южном Кавказе отразится на балансе сил в регионе и на многовекторной внешней политике Казахстана?
– У США есть серьезные интересы на Южном Кавказе: сохранение стабильности в регионе, предотвращение возобновления военных действий в зонах замороженных конфликтов и т. д. Я думаю, что вовлечение США в дела Южного Кавказа – это не минус, а плюс. Привлечение США на Южный Кавказ публично фиксирует новый баланс сил в регионе.
Для Азербайджана это международное признание победы, для Армении — сигнал, что нужно отходить от регрессивной политики в отношении соседей, открываться миру. Традиционно здесь было сильное влияние России, а теперь появился новый игрок, что позволяет создать полноценные, независимые взаимоотношения. Данные обстоятельства открывают и для Казахстана большие возможности, так как гарантом безопасности маршрутов из стран Центральной Азии на Запад теперь также выступает крупнейшая держава в мире. К тому же у США есть свои интересы в Центральной Азии, которые реализуются в формате "C5+1".
Казахстан – это крупное государство, которое находится между двумя мировыми державами, Россией и Китаем. Для того чтобы балансировать в этой сложной географии, крайне важно иметь разные векторы взаимодействия с другими центрами силы, в частности с Европой и США.
Кроме того, рост субъектности Казахстана эффективно происходит и в рамках Организации тюркских государств (ОТГ). Члены ОТГ, где Казахстан играет очень активную роль, повышают свою международную субъектность и укрепляют взаимоотношения. Мы с Казахстаном подписали в 2022 году углубление союзнического взаимодействия, потому что понимаем, что нужны друг другу.
– По Вашему мнению, как Казахстан должен позиционировать себя в условиях, когда Турция рассматривает коридор как элемент геополитической трансформации, а Россия и Иран видят в нем угрозу своим интересам?
– Казахстан – это самостоятельная и независимая страна, лидер Центральной Азии. У него нет причин бояться развития новых коридоров. Этот маршрут важен и для самого Казахстана, так как он создает связанность с тюркским миром, другими макрорегионами, повышает связанность с ЕС и стимулирует взаимодействие между странами ОТГ. Чем больше маршрутов, тем лучше. Это аксиома.
Эти маршруты не являются конкурентами или инструментами, направленными против кого-то. Любой стране, чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, необходимо диверсифицировать свою экономику, логистические и энергетические маршруты. Я не думаю, что Казахстан будет с опаской относиться к этому проекту.
Для Турции этот коридор важен не только с геополитической, но и с экономической точки зрения, поскольку он открывает доступ к Центральной Азии. А Россия и Иран должны видеть в этом не угрозу, а новый элемент для сотрудничества. Мир меняется, и такие страны, как Казахстан и Азербайджан, которые позиционируют себя как средние державы, определяют свою собственную повестку в мировой политике.
– Какие уроки, на Ваш взгляд, извлекает Казахстан из нынешней ситуации, учитывая, что еще десять лет назад проект Среднего коридора называли "мертвым"?
– Вы знаете, этот коридор является результатом геополитики. Еще десять лет назад, когда этот проект был инициирован при участии железнодорожных, судоходных и портовых администраций Азербайджана, Грузии, Казахстана, Украины и Турции, его называли "мертвым коридором". Но пандемия COVID-19, затем конфликт на Украине, а потом кризис в Красном море, когда хуситы начали обстреливать суда, резко повысили интерес к этому маршруту. Это показало, что стабильность очень важна.
Казахстан сталкивается с рисками даже в поставках нефти. За последние годы были проблемы с трубопроводом через Россию, когда его работа приостанавливалась из-за ремонтных работ. Для Казахстана крайне важно диверсифицировать поставки, и строительство трубопровода по дну Каспия или оптоволоконного кабеля – стратегические шаги. Казахстан должен постоянно доказывать, что его коридор эффективен и привлекателен для бизнеса. Это говорит, что у политической элиты Казахстана есть стратегическое видение и понимание необходимости не быть зависимым только от одного маршрута.
– Спасибо за интервью!
Читайте по теме:
Еще одна страна решила перевозить грузы в обход Казахстана