Запредельная бедность в Казахстане была в 90-е – социолог

4113

Нынешние показатели в 3-4%, по мнению Гульнары Илеуовой,  говорят о стабилизации ситуации.

Запредельная бедность в Казахстане была в 90-е – социолог Фото: np.kz

Тема доходов населения и уровня бедности в стране обсуждалась в очередном выпуске программы "Время говорить", передает inbusiness.kz. Автор Данил Москаленко обратил внимание на расхождение данных Всемирного банка, по оценке которого в Казахстане 15% населения являются бедными, в то время как по официальной статистике казахстанских госорганов этот  показатель в районе 5%.

Данил Москаленко:

– Что у нас по бедности? Социальные настроения среди населения, самочувствие?

Гульмира Илеуова, президент общественного фонда "Стратегия":

– Запредельно большая бедность в Казахстане была в 90-е. Она была выше 40%, то есть когда сейчас упали, особенно за последние 20 лет, до уровня 3-4%, я считаю, это нормальные, спокойные показатели в стране. Мы можем сравнить с другими странами и увидим, что это такой общемировой показатель. Есть понятие относительной бедности, когда говорят по поводу бедности, это вопрос, как понимают или трактуют эту бедность. Мы видим, что, когда люди рассуждают, какие у них доходы или являются ли они бедными, они рассуждают в сравнении с тем, имеют ли они возможность что-то приобрести или не могут приобрести. Вот с этой точки зрения, конечно, у нас были большие колебания за последние несколько лет. Особенно после пандемии. В 2021 году как раз-таки зафиксировали вот те 15%, о которых вы сейчас сказали. Не знаю, совпадают ли наши данные с Всемирным банком, но те люди, которые в период пандемии оказались закрытыми в своих домах и многие потеряли определенные доходы, вот на тот момент 15% было нами зафиксировано.

По информации Илеуовой сегодня на питание не хватает 4% населения, 25% не могут позволить себе покупку одежды и обуви  и примерно 50%  граждан не могут приобрести крупные товары.

Ануар Нуртазин, экономист:

– Коллеги, здесь проблема не в том, что мы как-то морально или экономически оцениваем бедность, у нас есть четкие, объективные показатели, у того же Всемирного банка. В первую очередь, это эконометрика. В данном случае он (Всемирный банк. – Прим. ред.)  оценивает всю бедность в районе от 2 долларов на человека, на каждого человека. Соответственно, 2 доллара – это около тысячи тенге, или 30 тысяч тенге в месяц. При этом мы имеем показатель минимальной заработной платы в районе 70 тысяч тенге в месяц. Соответственно, если человек зарабатывает на уровне МЗП, а это около 1,6 млн казахстанцев, фактически они уже входят в этот порог бедности. Если рассматривать общемировую тенденцию, то у нас в пороге бедности около 10% от планеты. Если у нас этот показатель 15-процентный, то, значит, мы уже опоздали за нашей планетой. И это нельзя сказать, что это хорошо. Более того, здесь следует отметить, что этот показатель был намного лучше буквально 10 лет назад, во время высокой цены на нефть.

По мнению спикера, Казахстан оказался в  ловушке среднего дохода. При такой ситуации не может зарабатывать и бизнес.

"Нужно прямое субсидирование населения. Адресно социальная помощь  не решает этот вопрос. И нужно кадровое обновление, без этого перемены невозможны", – отметил Нуртазин

Данил Москаленко:

– Ну что Вы имеете в виду? Давайте тогда конкретнее. Вот есть министерство национальной экономики, допустим. Вроде новый министр, около года плюс-минус.

Ануар Нуртазин, экономист:

– Вы знаете, если говорить о миннацэкономики. В действительности министерство нацэкономики является заложником тех самых программ, которые действуют уже на протяжении десяти лет, то есть, как вы знаете, многие государственные программы, они находились 20-25 лет, 20-24 года. Соответственно, ввиду тех изменений и усиливающегося  санкционного давления на РФ, резкого изменения экономики нашей страны мы не видим новые программы, не видим новую экономическую политику, которая бы адекватно отвечала бы на реалии текущего дня.

Данил Москаленко:

– Что нам нужно сейчас, чтобы не оказаться в полном тупике?

Ануар Нуртазин, экономист:

– Есть такое понятие, как акселератор мультипликативного эффекта. Фактически у нас уровень ВВП не растет за последние 10 лет. Мы застряли в той самой ловушке среднего дохода. С этим соглашаются большинство экономистов. Нужно сказать такой момент: эта программа не будет ничем отличаться от той программы, которую производили в Советском Союзе в 1920-х годах, в США во время Великой депрессии, то есть нам нужны ресурсы и резервы финансовые для накачивания экономики, для стимулирования экономической активности. Желательно, чтобы эти ресурсы были значительными и зацикленными внутри нашей экономики

Гульмира Илеуова, президент общественного фонда "Стратегия":

– Я могу прокомментировать поведение депутатов, у которых скоро выборы, и понятное дело, что они все больше будут требовать каких-то социальных выплат для населения. Я, конечно, приветствую их политику поддержания наиболее обездоленных слоев населения, но все-таки нужно понимать, что у бюджета есть определенные ограничения. Если мы будем просто наращивать социальную помощь и различные социальные выплаты расширять, я не думаю, что мы хорошо и дальше заживем.

Данил Москаленко:

– Простите, я Вас перебью. В том числе парламентарии предлагают отказаться от МРП. Это не должно быть базой при расчетах социальных выплат. Вот Вы это поддерживаете или нет?

Гульмира Илеуова, президент общественного фонда "Стратегия":

– Я все-таки рассуждаю так, что нас, скорее всего, больше пугают скачки в проводимой социальной политике, то есть приходит новый министр, ему кажется, что МРП мешает, придет другой и скажет: наоборот вернем. То есть все-таки надо определиться, какое государство мы строим. И вот когда вы сейчас показывали материал по поводу депутата Смайлова, на самом деле это мы проводили, наш фонд проводил исследование, и в большей степени речь была о том, что у нас есть такая категория, как "работающие бедные", то есть это люди, которые заняты, у них есть постоянное место работы, это инженеры, может быть, или те, кто работает в системе ЖКХ, те же врачи, то есть это люди с высокой квалификацией, но при этом их уровень заработных плат низкий. Плюс ко всему они заняты весь день, они не могут подрабатывать. И здесь возникается вопрос: как поднять эти самые зарплаты?

Полный выпуск программы "Время говорить" можно посмотреть по ссылке.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться