Железнодорожная модернизация и экономика: как сбалансировать тарифы и развитие

1575

АО "НК "Қазақстан темір жолы" предложило поэтапно повысить тарифы на услуги магистральной железнодорожной сети в 2026-2030 годах.

Железнодорожная модернизация и экономика: как сбалансировать тарифы и развитие Фото: pixabay.com

У компании для этого свои причины – в частности, необходимость модернизации. Бизнес и эксперты признают эту потребность, но настаивают на прозрачных и взвешенных решениях, которые не переложат всю нагрузку на экономику и население.

Почему КТЖ предлагает повышение

В компании отмечают, что текущие тарифы не покрывают себестоимость, а пассажирские направления фактически субсидируются за счет транзита. Среди причин пересмотра – рост цен на материалы, энергоносители и зарплаты, необходимость капитального ремонта путей, вагонов и локомотивов, а также финансовая нагрузка по масштабным проектам (например, новые линии Мойынты – Кызылжар, Дарбаза – Мактаарал и др.).

По предложению КТЖ основные изменения коснутся массовых грузов, таких как уголь, зерно, руда и удобрения – они могут подорожать значительно. Основная доля роста на 38% ожидается уже в 2026 году. Компания также предлагает закрепить возможность будущего повышения тарифов в три раза от базового уровня - это часть сценария, дающего источник средств для инвестиций.

Позиция бизнеса: за модернизацию, но с правилами

В НПП "Атамекен" поддерживают идею обновления инфраструктуры, но призывают к открытой методологии формирования тарифов.

"Безусловно, железную дорогу нужно модернизировать – обновление необходимо. Но важно, чтобы методология формирования тарифов была понятной, доступной для участников рынка и разрабатывалась с участием представителей бизнеса. Это позволит избежать перекладывания внутренних неэффективностей КТЖ на плечи потребителей", – отмечают в НПП.

Представители палаты подчеркивают, что рост тарифов должен сопровождаться реальным улучшением сервиса – доступностью вагонов и локомотивов, сокращением простоев и повышением качества перевозок.

"Атамекен" также предупреждает о рисках для конкурентоспособности стратегических отраслей – сельского хозяйства, горно-металлургического комплекса, химии и энергетики, а также о возможном росте цен для конечного потребителя через удорожание сырья и логистики.

Экономический ракурс: инвестиции  да, но гибко

Экономист Ануар Нуртазин отмечает, что инвестиции в обновление железных дорог объективно необходимы, но финансирование нельзя перекладывать целиком на тарифы.

"Повышение тарифов – это мгновенное увеличение себестоимости в самых стратегических отраслях с дальнейшей накруткой инфляционной спирали. Инвестиции не должны полностью ложиться на тарифную сетку", – отмечает он.

Эксперт предлагает диверсифицировать источники финансирования и сделать тарифы дифференцированными и прозрачными.

"Рост эффективности должен опережать рост тарифов. Потенциал экономии огромен – от энергоэффективности до оптимизации логистики. В нынешних условиях, когда экономика испытывает инфляционное давление, тарифная политика должна быть максимально аккуратной и предсказуемой", – считает Нуртазин.

Что важно учесть дальше

Окончательные решения по тарифам планируется принять к концу марта 2026 года – это дает время на обсуждение методологии, моделирование последствий и выработку компенсирующих мер для уязвимых отраслей. В числе возможных инструментов – прозрачный расчет стоимости услуг, механизмы тарифной дифференциации, целевые инвестиционные программы и привлечение внешнего финансирования.

По мнению экспертов, модернизация железных дорог – стратегическая задача, но ее реализация должна сочетать устойчивое финансирование с защитой бизнеса и потребителей. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться