Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале "Евразия"

15070

Inbusiness.kz побывал на XV, юбилейном кинофестивале "Евразия" и оценил, как изменился самый большой кинофестиваль в Казахстане в этом году.

Женский вопрос, молодые конкурсанты и победа казахского кино: все о XV кинофестивале "Евразия"

Юбилейный сезон "Евразии" оказался для кинофестиваля переломным. Хотя бы потому, что в этом году сменился оргкомитет фестиваля. К примеру, на этот раз одним из организаторов кинофестиваля стала новая, только что созданная структура – Государственный центр поддержки национального кино, которая после принятого в Казахстане в январе этого года закона о кинематографии стала главным игроком в отечественной киноиндустрии. Если раньше бюджетные средства, выделяемые Министерством культуры на фильмы, распределялись через "Казахфильм", то теперь отбор кинопроектов и дальнейшее распределение средств для картин, претендующих на государственный бюджет, будет проходить в первую очередь через эту организацию. Ее возглавил Андрей Хазбулатов.

Оказывается, теперь на поддержку от Министерства культуры смогут претендовать не только государственная кинокомпания и телеканалы, но и частные организации, чьи фильмы могут получить статус национальных. При наличии частичных средств на производство кино независимые продюсеры, в том числе работающие и с иностранными кинематографическими организациями, имеют возможность обращаться за финансированием и получать часть своего бюджета от государства. Главное, чтобы большая часть команды состояла из казахстанцев и фильм соответствовал нашим национальным интересам.

В полном же объеме теперь будут финансироваться только социально значимые картины.

"В первую очередь, это исторические фильмы, направленные на воспитание подрастающего поколения, патриотическое кино, фильмы-события, документальные, анимационные и дебютные картины", – отметила на пресс-конференции, где презентовали закон о кинематографии, директор Департамента юридической службы, и. о. ответственного секретаря Министерства культуры и спорта РК Кумис Сеитова.

Поскольку Государственный центр поддержки национального кино займется еще и промоушеном казахстанских фильмов и привлечением иностранных инвесторов, то в деловую программу "Евразии" были внесены изменения и организованы специальные мероприятия. К примеру, в рамках кинофестиваля был проведен питчинг проектов, ориентирующихся на копродукцию с другими странами, а также был устроен так называемый фэм-тур для продюсеров из США, Новой Зеландии, Великобритании, которые успели посетить три региона Казахстана (Нур-Султан, Алматы и Алматинская область, Актау и Мангистауская область) и смогли оценить богатство казахстанских локаций. Для чего организован такой тур? Для рекламы нашей природы и городов. Дело в том, что по недавно принятому закону о кинематографии для иностранных кинокомпаний в Казахстане начнет работу система рибейтов, то есть возврата до 30% потраченных средств на создание кино. Условие ясное – содержание снятого должно быть хотя бы частично казахстанским, в фильме должны работать наши специалисты, а проект должен быть не дешевле миллиона долларов.

Новый президент кинофестиваля – Ермек Турсунов

Одним из новшеств стало и то, что теперь фестиваль делает и команда известного кинорежиссера Ермека Турсунова. Естественно, это самым прямым образом отражается и на программе фестиваля, и на приглашенных гостях, и самих мероприятиях. Ермек Турсунов не раз говорил, что собирается сделать "Евразию" рабочей, имея в виду, что десанта иностранных звезд – киноактеров и режиссеров, как в былые годы, теперь не будет. Поэтому гостей из-за границы, которых раньше приглашали только на красные дорожки, было мало. Это российские актеры Антон Макарский, Дмитрий Дюжев и очень популярная звезда турецких сериалов Бурак Озчивит, самая известная работа которого была в сериале "Великолепный век". И хотя некоторые гости узнали о существовании этого горячо любимого массами красавца буквально перед его визитом – все-таки аудитории ценителей фестивального кино и популярных сериалов разные, простые зрители остались довольны. Они оккупировали гостиницу и пресс-зал, где давал пресс-конференцию г-н Озчивит, а красную дорожку в день открытия и вовсе чуть было не смели, так хотели с ним сфотографироваться – такого ажиотажа "Евразия" не знала. Он затмил даже известный прошлогодний мем – Николаса Кейджа в казахском чапане.

Конкурсная программа

Основной конкурс "Евразии" состоял из 12 картин, открытых в большинстве своем другими фестивалями: Каннским (из его программы было три фильма), Берлинским (две ленты), Московским (также две картины), Пусанским (одна драма). Зато в конкурсе было довольно много молодых режиссеров: в "Евразии" приняли участие картина 28-летнего россиянина Кантемира Балагова "Дылда", 26-летнего крымского татарина из Украины Наримана Алиева "Возвращение домой". По 36 лет казахстанцу Фархату Шарипову (его картина "Тренинг личностного роста" и получила гран-при "Евразии"), кыргызстанцу Бекзату Пирматову, который привез изящную драму "Аврора", а также якутке Любови Борисовой, которая представила симпатичную картину "Надо мной солнце не садится" (фильм получил спецприз жюри "Евразии").

И хотя остальные участники чуть старше, средний возраст участников конкурса "Евразии" – чуть меньше или около 40 лет, у большинства из них пока по паре-другой фильмов. Самый маститый и старший здесь – знаменитый кореец, обладатель "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля этого года за фильм "Паразиты" Пон Чжун Хо (на "Евразии" его отметили призом за режиссуру). Он, как и известный в фестивальных кругах немец турецкого происхождения Фатих Акин, несколько отличался от остальных конкурсантов. Оба из совершенно другой весовой категории.

Еще одна особенность конкурсантов "Евразии" – это сразу четыре женщины-режиссера. Поэтому женский вопрос здесь встал остро: что может позволить женщина в XXI веке? Имеет ли она право на сексуальную свободу, как во французской картине "Алиса", и может ли она быть сама сексуальным агрессором, как в скандинавском фильме "Королева сердец"? А что, если это она изменяет, а не он, как это часто показывают в фильмах? (Израильский актер Йорам Толедано из фильма "Эхо", исследовавший проблему получил на "Евразии" приз за главную мужскую роль.) Способна ли женщина соревноваться наравне с мужчинами, как в македонской драме "Бог есть, и имя ее Петруния"? И что из этого может получиться? Интересно, что женский вопрос исследуют и мужчины: Кантемир Балагов (его картина, кстати, получила приз NETPAC – от сети, занимающейся продвижением азиатского кино), и Бекзат Пирматов.

Закрытые премьеры: байопик "Бекзат" и новый фильм Ермека Турсунова "Шыракшы"

В этом году на кинофестивале "Евразия" провели сразу два закрытых показа, одним из которых стал фильм производства телеканал "Хабар" – "Бекзат". Он посвящен небольшой, но яркой жизни известного боксера, чемпиона Олимпийских игр в Сиднее Бекзата Саттарханова, который трагически ушел из жизни в 20 лет, всего спустя четыре месяца после победы и за 15 минут до Нового, 2001 года.

На премьере присутствовали родители спортсмена, а также министр информации и общественного развития Даурен Абаев, известный боксер, олимпийский чемпион и председатель Комитета по делам спорта и физической культуры Серик Сапиев, а также их многочисленные коллеги и юные воспитанники казахстанской боксерской школы.

В итоге, "Бекзат" – это пример патриотического спортивного кино, главным козырем которого стала сама судьба чемпиона, его харизма, настоящий бойцовский характер и даже индивидуальные особенности организма. Допустим здесь спойлер – первые зрители, к примеру, узнали, что Бекзату было легче переносить нагрузки, чем остальным: природа одарила его недюжинным здоровьем, оказывается, пульс у него не сбивался даже тогда, когда остальные парни держались из последних сил.

Фильм готовили к выходу долго, интерес к проекту демонстрировали многие казахстанские режиссеры, но в итоге, режиссером-постановщиком биографического фильма выступил Мурат Бидосов, а сценарий к картине написал Сержан Закерулы. Главная роль досталась профессиональному молодому актеру Самату Азимкулову, который сам является дважды чемпионом Казахстана по кикбоксингу. В ленте также сыграли Дулыга Акмолда, Галымбек Оспанов, Мурат Жарылкасынов, Майра Макулбекова, Куаныш Мукатай, Бакдаулет Шаймахан. Оценить киноленту "Бекзат", снятую в Алматы, Туркестане и Стамбуле зрители смогут осенью – сначала картина выйдет в большой прокат, после чего будет телевизионная 5-серийная версия ленты.

"Шыракшы" Ермека Турсунова

Также в рамках "Евразии" состоялся закрытый показ фильма Ермека Турсунова "Шыракшы" ("Хранитель"), чья мировая премьера состоялась в июне в основном конкурсе Шанхайского кинофестиваля. Фильм рассказывает историю солдата, который возвращается с войны со старым кинопроектором. Это подарок от старика-немца, вся семья которого погибла при бомбежке. До конца своих дней солдат уже не расстается с кинопроектором и станет для односельчан – Тарзан-ата, дедушкой, который привозит им в аул самое лучшее кино, от любимого народом старого "Тарзана" до вечной классики вроде "Огней большого города "Чарли Чаплина, "Гамлета" Лоуренса Оливье и авангардного "Андалузского пса" Луиса Бунюэля.

Новый фильм Ермека Турсунова состоит из привычных ему фигур, здесь также, как и в других его фильмах есть юмор, а также носитель добра – немец, хранитель традиций – шал (старик) и новое поколение – маленький мальчик. Только здесь он не любитель футбола как в "Шале", а фанат кино. Сам Ермек перед просмотром пошутил – мол, кто знает его шала Ерболата Тогузакова (из одноименного фильма "Шал"?). Оказалось, все. "Так вот – Мурат-ага (актер Мурат Мукажанов), это новый шал!", – посмеялся он. Так оно и получилось, новый актер, открытый Ермеком получился у него и обаятельным аташкой – он приезжает открывать чабанам мир большого кино, смешно интерпретирует сцены из мировой классики и несет искусство на языке понятному сотруднику совхоза. И одновременно умудряется быть трагической фигурой – сам он никак не устроил за все время свою личную жизнь, да и его время пленочного кино, которое можно возить вместе с проектором уходит.

Поскольку в фильме присутствует и любовная линия – Ермека как режиссера всегда интересовали чувства, в том числе и то, как они меняются на закате лет (комедия "Кемпiр") в картине снялась видная "невеста", знаменитая русская актриса Нина Устатова. "Шыракшы" обязательно выйдет в казахстанский прокат, поэтому оценить ее юмор, а также вместе с автором констатировать, что территории у истинного кино становится все меньше и меньше, вы сможете сами.

Что касается "Евразии", то гостей традиционно ждут теперь в следующем году.

Галия Байжанова 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться