Золотые руки – не можешь, научим…

Инна Мамонтова Инна Мамонтова
9511

Со следующего года профессионально-техническое образование в стране станет бесплатным. 

Золотые руки – не можешь, научим…

Людей без профессии не должно остаться в принципе. Осталось только "перевернуть сознание", убедить, что быть безработным юристом или экономистом не "круче", чем получать хорошую зарплату и быть уникальным специалистом-сварщиком, медсестрой или незаменимым системщиком. Тем более это – не предел. Высшее образование после колледжа получить будет проще. Было бы желание…

Первое, что предложила рабочая группа при правительстве Казахстана - это "перераспределить приоритеты" - отдать 60 процентов госзаказа на рабочие специальности.  Но выделить бесплатные места еще не значит получить через несколько лет мастеров с золотыми руками. Не модно нынче среди молодежи хранить золото "в руках".  Одним из способов показать ценность умельцев министерство образования и накуи РК предлагает участие в WorldSkills International (WSI или "Олимпиада для рабочих рук" –  международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований по всему миру для молодых людей в возрасте до 22 лет - прим. ред.).

"В прошлом году наши ребята ездили в Сан-Паоло на чемпионат и увидели много нового, - говорит главный специалист управления мониторинга и координации департамента ТиПО МОН РК Бахытжан Биекова. - Например, что элементарное нанесение штукатурки требует более 20 навыков, что сварки может быть не один десяток видов. Международный уровень показал, что у нас есть над чем работать. Наш ориентир, чтобы наши кадры были востребованы и на отечественном рынке, и на международном уровне. Также мы проводим городские, региональные и международные соревнования. Уже в этом году прошли соревнования по 15 специальностям. Каждый год мы планируем увеличивать их число".

Планируется "революция" и в плане профориентации. Сейчас во многих школах занятия по профориентации - скорее формальность, ограничивающаяся тестами, проведенными психологом и визитами вузов, агитирующими поступать к ним. 

"На базе холдинга "Кәсіпқор"  планируется создать портал, - продолжает Бахытжан Биекова. - Этот портал будет объединять и школьников, и их родителей, и профориентаторов, то есть всех заинтересованных лиц. Там будет вся информация о любых специальностях, об окладах, где можно обучиться, где работать потом. Совместно с министерством информации и коммуникаций мы начали активную работу  по популяризации "человека труда".

Изменится и сам подход к образованию. Сегодня обучение – это линейные программы, то есть берешь дисциплину и гложешь-гложешь в ней гранит науки, вне зависимости от результата. Мировая практика – это модульный подход. Каждый специалист должен получить определенное количество блоков знаний, модулей. Осваивать их можно в более вольном порядке, главное усвоить. Тем более это важно для тех, кто планирует обучаться дальше. Модуль, пройденный в колледже, "засчитывается" вузом.

"По всем специальностям мы хотим разработать модульные программы, - делится главный специалист управления МОН РК. - Этот процесс уже начат, программы будут обновляться по мере выделения средств. Мы это делаем для того, чтобы выстроить преемственность между высшим и средним образованием. Дальше мы хотим перейти на кредитно-модульную систему, чтобы "кредиты" засчитывались в высшем образовании, это позволит сократить сроки обучения. Чтобы выпускники были востребованы, планируем преподавание на трех языках. Начнем преподавание на английском языке предмета "информатика". Уже сегодня по 56 специальностям 1090 студентов обучаются на английском языке. Мы это количество будем ежегодно увеличивать. В 2018-2019 годах подключим спецдисциплины. Преподаватели будут обучаться углубленному английскому языку".

Уйдут в прошлое и оставшиеся еще с советского наследия станки и оборудование, за счет местных исполнительных органов будут оснащаться мастерские профессионально-техническх учебных заведений. Планируется "модернизация" на 93 миллиарда тенге.  

"Мы хотим создавать учебные центры при колледжах и предприятиях, практика такая уже есть в Павлодаре и в Астане, - сказала Бахытжан Биекова. - Предприятие устанавливает свое оборудование и учит на нем работать студентов, при этом ребята получают смежную квалификацию и навык работы на современном оборудовании".

В идеальном варианте выпускники могут быть даже независимы от работодателя  и его пожеланий. Система образования пытается создать автономный продукт – специалиста, который сможет сам открыть предприятие и даже обеспечить работой своих однокурсников. Для этого студентам преподаются "Основы предпринимательства". Утопическая идея? Возможно. Хотя, если вдуматься, то для открытия парикмахерской или СТО нужны не такие уж большие средства… А когда, как не в молодости, гореть идеями и отваживаться на смелые поступки?!

Инна Мамонтова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться