Казахстанцы стали бережливее

За последний год казахстанцы стали более рационально и прагматично подходить к покупкам, многие предпочитают онлайн-покупки, а также по возможности выбирают безналичную оплату и бесконтактную доставку, о чем можно судить по обращению потребителей на горячую линию ассоциации "Лига потребителей Казахстана". 

Казахстанцы стали бережливее

При этом, по данным Nielsen Media Research, индекс потребительского доверия в Казахстане находится ниже отметки в 100 пунктов, что означает преобладание в обществе пессимистических настроений над оптимистическими. Показатель составил 83 пункта во II квартале 2020 года, продемонстрировав небольшой рост в сравнении с I кварталом (81).

Можно наблюдать изменение в психологии потребителей, что обусловлено ростом цен на продукты питания, озабоченностью здоровьем, образованием детей, выплатами долгов и кредитов, сохранностью рабочих мест.

В целом суммируя ситуацию по Казахстану, можно сказать, что модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. По прогнозу Национального банка, инфляция по итогам 2020 года оценивается в пределах 7,3-7,5%, а к концу 2021 года годовая инфляция замедлится к верхней границе целевого диапазона на 4-6%, это дает нам основание надеяться, что потребительское настроение улучшится и доверие потребителей восстановится к концу 2021 года.

Нужно отметить, что доверие потребителей в мире выросло на шесть пунктов в IV квартале 2020 года, до 98 пунктов против 92 во II квартале 2020 года, согласно исследованию глобальной независимой компании Conference Board. На 50 мировых рынках из 67 в IV квартале наблюдалось повышение уверенности, поскольку в этот период возобновилась экономическая активность.

Это подтверждают и показатели по еврозоне. По данным Европейской комиссии, индекс потребительского доверия в ЕС вырос на 3,4 пункта, до 15,3. Страны Азии также показывают рост доверия потребителей. К примеру, индекс потребительского доверия Индонезии в декабре 2020 года составил 96,5 в сравнении с 92,0 в ноябре.

Общемировой тренд осознанного потребления прочно обосновался в Казахстане. Люди стали покупать самое необходимое, отдавая предпочтение товарам со скидками и экологически чистым продуктам. По нашим прогнозам, эта тенденция сохранится и усилится в 2021 году.

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться