Внимание, завершается срок подачи заявок на получение компенсации по тенговым вкладам!

В целях поддержки вкладчиков в Казахстане разработаны Правила выплаты компенсации (премии) по депозитам физических лиц, размещенным в национальной валюте (далее – Правила), которые вступили в действие с 12 сентября 2022 года. 

Внимание, завершается срок подачи заявок на получение компенсации по тенговым вкладам!

Для получения 10% премии на свои депозиты в тенге вкладчикам необходимо подтвердить свое согласие, направив заявку в банк-участник системы обязательного гарантирования депозитов до 1 января 2023 года.

Как показал мониторинг и анализ обращений, поступающих в агентство через каналы обратной связи, большинством банков второго уровня не проводится в полном объеме работа по информированию и разъяснению населению условий Правил. Сотрудники фронт-офисов некоторых банков при предоставлении консультаций гражданам:

  • не предоставляют полную информацию касательно порядка получения компенсаций;
  • отказывают вкладчикам в переоформлении депозитов, в том числе на более выгодных условиях, а также в приеме заявлений на компенсацию;
  • осуществляют пролонгации вкладов клиентов на заведомо невыгодных условиях по сравнению с открытием нового вклада и другое.

По данным КФГД, компенсации подлежат вклады более 5 млн депозиторов. Но на 11 ноября 2022 года на получение компенсации подали менее 35% вкладчиков – это порядка 1,8 млн человек.

Выплата компенсации по депозитам полагается физическим лицам, резидентам и не резидентам, в том числе индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, профессиональным медиаторам. 

Компенсации подлежат следующие вклады:

  • сберегательный, то есть безотзывной депозит без права частичного снятия денег;
  • срочный вклад (включая образовательные накопительные вклады и жилищные строительные сбережения), премия будет выплачиваться только по этим вкладам и на сумму, не превышающую 20 млн тенге.

При этом премия не распространяется на:

  •  вклады до востребования, то есть те, которые открываются банком на неопределенный срок и возвращаются по первому требованию клиента;
  • условные вклады;
  • текущие банковские счета.

Получить компенсацию можно только по депозитам в тенге, открытым до 24 февраля 2022 года. То есть вкладчики могут получить премию по своим тенговым вкладам, если:

  • срок их вклада не истек или был продлен (один или несколько раз) до 23 февраля 2023 года включительно;
  • договор банковского вклада не был прекращен, и вкладчик не снял все свои сбережения с депозита полностью.

Если у вкладчика несколько депозитов в одном банке, то компенсация будет выплачена на общую сумму в пределах 20 млн тенге. А если у вкладчика – депозиты в разных банках, то премия будет начислена по каждому вкладу и тоже в пределах 20 млн тенге.

Главное условие выплаты компенсации – это сумма на депозите, которая была на конец операционного дня 23 февраля 2022 года, и она должна оставаться неизменной в течение года. То есть вкладчик не должен снимать деньги с депозита!

Если вкладчик, допустим, снял часть средств с депозита или пополнил счет, то компенсации подлежит минимальный остаток на депозите за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно.

Важно! Специально открывать отдельные счета для выплаты компенсации не нужно!

Еще раз напомню о важности подтверждения своего согласия на получение компенсации до 1 января 2023 года. Порядок и способ подачи заявления определяются банком. Тем, кто не подал заявление о согласии в банк в указанный срок, выплата компенсации осуществляться не будет!

В случае возникновения вопросов по Правилам выплаты компенсации, граждане могут обратиться в Национальный банк по номеру "1477". 

За защитой своих прав потребители финансовых услуг могут обратиться официально в агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка посредством портала egov.kz, информационной системы "e-Otinish", либо письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21.

Жители регионов могут обратиться в управления региональных представительств агентства – по месту жительства.

Кроме того, в агентстве функционирует общественная приемная, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности регулятора.

Представителями агентства будет рассмотрено каждое обращение заявителей и будут предоставлены подробные разъяснения норм законодательства в банковской, страховой, микрофинансовой сферах, деятельности коллекторских агентств и кредитных бюро, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг. При необходимости работники общественной приемной могут организовать для заемщиков встречи с представителями банков, МФО или общественных объединений.

Время работы общественной приемной – с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00.

Для того, чтобы записаться в общественную приемную агентства, необходимо направить на электронный адрес Yermek.Utemisov@finreg.kz свои ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием граждан", либо сообщить данную информацию в устной форме работнику общественной приемной.

Получить дополнительные консультации можно через call-центр Агентства по номеру "1459" и мобильное приложение "Fingramota Online".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться