Вниманию вкладчиков: продлен срок подачи заявлений на получение компенсации по тенговым депозитам

По данным Казахстанского фонда гарантирования депозитов, срок подачи заявления на выплату компенсации (премии) в размере 10% по тенговым депозитам продлен до 10 февраля 2023 года. 

Вниманию вкладчиков: продлен срок подачи заявлений на получение компенсации по тенговым депозитам

Постановление Правительства РК подписано 30 декабря 2022 года  и вводится в действие по истечении 10 календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Таким образом, вкладчикам не успевшим подать заявление ранее, необходимо подтвердить свое согласие на получение компенсации по тенговым вкладам.  Сделать это можно как в отделении банка, где открыт депозит, так и онлайн через официальные мобильные приложения.

В Постановлении Правительства РК также предусмотрены условия по размеру, порядку подачи и получения компенсации наследниками вкладчика. По вопросам, связанным с процедурой начисления компенсации в таких случаях, необходимо обращаться в банки, где открыты депозиты.

Напомним, что в целях поддержки вкладчиков в Казахстане разработаны Правила выплаты компенсации (премии) по депозитам физических лиц, размещенным в национальной валюте (далее – Правила), которые вступили в действие с 12 сентября 2022 года.

Выплаты компенсации начнутся после 23 февраля 2023 года. Максимальная сумма, на которую может быть начислена 10%-компенсация, составляет 20 млн тенге в одном банке.

Согласно данным Казахстанского фонда гарантирования депозитов по состоянию на 1 января 2023 года, банками второго уровня приняты заявления от вкладчиков на 303,9 млрд тенге. Это 90,5% от потенциальной общей суммы компенсации.

По каким вкладам можно получить премию от государства?

Согласно Правилам, получить компенсацию можно только по депозитам в тенге, открытым до 23 февраля 2022 года включительно.

Компенсации подлежат следующие вклады:

- сберегательный, то есть безотзывной депозит без права частичного снятия денег;

- срочный вклад (включая образовательные накопительные вклады и жилищные строительные сбережения).  Премия будет выплачиваться только по этим вкладам и на сумму, не превышающую 20 млн тенге.

При этом премия не распространяется на:

 - вклады до востребования, то есть те, которые открываются банком на неопределенный срок и возвращаются по первому требованию клиента;

- условные вклады;

- текущие банковские счета.

Выплата компенсации по депозитам полагается физическим лицам, резидентам и не резидентам, в том числе индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, частным судебным исполнителям, адвокатам, профессиональным медиаторам. 

Если у вкладчика несколько депозитов в одном банке, то компенсация будет выплачена на общую сумму в пределах 20 млн тенге. При этом, если у вкладчика депозиты в разных банках, то премия будет начислена по каждому вкладу и тоже в пределах 20 млн тенге.

Вкладчики могут получить премию по своим тенговым вкладам, если:

- срок их вклада не истек или был продлен (один или несколько раз) до 23 февраля 2023 года включительно;

- договор банковского вклада не был прекращен, и вкладчик не снял все свои сбережения с депозита полностью.

Как рассчитывается компенсация?

Главное условие выплаты компенсации – это сумма на депозите, которая была на конец операционного дня 23 февраля 2022 года, и она должна оставаться неизменной в течение года. То есть вкладчик не должен снимать деньги с депозита!

Если вкладчик, допустим, снял часть средств с депозита или пополнил счет, то компенсации подлежит минимальный остаток на депозите за период с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно. Вкладчикам необходимо помнить, что, согласно Правилам, для получения компенсации не допускается полное изъятие денег.

Важно! Для получения максимальной премии от государства рекомендуется не снимать средства с депозита в течение года – с 23 февраля 2022 года по 23 февраля 2023 года включительно! Если были движения по счету, то компенсации подлежит минимальная сумма, которая была зафиксирована на этом депозите в течение года. Специально открывать отдельные счета для выплаты компенсации не нужно!

Куда обращаться за дополнительной информацией?

В случае возникновения вопросов по Правилам выплаты компенсации, граждане могут обратиться в Национальный Банк, который совместно с Правительством РК реализует программу защиты тенговых вкладов, по номеру "1477" или обратившись в Call-центр Казахстанского фонда гарантирования депозитов по бесплатному номеру "1460".

За защитой своих прав потребители финансовых услуг могут обратиться официально в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) посредством портала egov.kz, информационной системы "e-Otinish", либо письменно по адресу: А15С9Т5, г. Алматы, микрорайон Коктем-3, д.21.

Жители регионов могут обратиться в Управления региональных представительств Агентства – по месту жительства.

Кроме того, в Агентстве функционирует Общественная приемная, где граждане могут получить консультации информационно-справочного характера и оперативно решить вопросы, касающиеся деятельности регулятора.

Для того, чтобы записаться в Общественную приемную Агентства, необходимо направить на электронный адрес Yermek.Utemisov@finreg.kz свои ФИО, ИИН, контактные данные, полное наименование организации, краткое описание обращения и обязательно указать тему "Запись на прием граждан", либо сообщить данную информацию работнику Общественной приемной, позвонить в call-центр Агентства по номеру "1459" или написать через мобильное приложение "Fingramota Online".

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться