Авиаперевозки в Казахстане: нет конкуренции – нет качества сервиса

547

В 2024 году и начале этого года в Казахстане было зарегистрировано около 500 обращений по фактам нарушения прав авиапассажиров.

Авиаперевозки в Казахстане: нет конкуренции – нет качества сервиса Фото: pixabay.com

Штрафы для компаний превысили десятки миллионов тенге. Задержки рейсов, отказ в посадке, отсутствие информации и питания – с этими жалобами люди обращаются всё чаще. Особенно остро проблема ощущается в сезон отпусков, передает Atameken Business.

Аида Сабит проводит в небе по несколько часов каждый месяц. Частые рабочие командировки и зарубежные поездки стали для неё привычным делом. За последний год она побывала в пяти странах и регулярно летает внутри Казахстана. Несмотря на внушительный опыт, девушка признаётся: ей нередко приходится сталкиваться с нарушением прав пассажиров со стороны перевозчика – от внезапных задержек рейсов до отсутствия положенного питания. И почти всегда за свои права приходится бороться, говорит она.

 "Одна из таких ситуаций – из сюр, скажем так. Это был рейс, который должен был состояться утром. Мы приехали в аэропорт, зарегистрировались и уже ожидали посадку. Но во время посадки нам сказали, что рейс переносится до вечера. Не указали причин, не объяснили, почему и как это произошло. Мы, можно сказать, добровольно согласились. Позже выяснилось, что даже вечером посадка не состоялась. В итоге нас оповестили о том, что рейс будет выполнен только утром, на следующий день. Ни питания, ни какого-то проживания самостоятельно никто не предлагал. Поэтому пассажиры, которые должны были сесть на этот рейс, они жаловались и посредством только жалоб. То есть, мы должны за свои же права бороться, ругаться", -  рассказала Аида Сабит.

Подобные инциденты случаются все чаще. Накануне в алматинском аэропорту был задержан рейс в Шымкент. По словам авиакомпании, осуществлявшей перелет, один из пассажиров вёл себя деструктивно, из-за чего всех временно высадили из самолёта для досмотра. Вылет отложили на несколько часов, людей вернули в терминал. Однако, по словам самих пассажиров, никакую информацию о причине задержки им не предоставили, а ожидание продлилось более 3 часов.

За прошлый год и начало 2025-го в Казахстане было зарегистрировано около 500 обращений по фактам нарушения прав пассажиров. Авиакомпаниям назначили штрафов на сумму свыше 27 миллионов тенге. Среди самых громких случаев — история в Астане, где 12-летнюю девочку не пустили на рейс, оставив одну в аэропорту, а также массовые задержки из-за повреждений самолетов и технических сбоев осенью прошлого года. На фоне таких инцидентов в соцсетях всё чаще появляются видео с возмущёнными пассажирами, которые жалуются на беспорядок.

Чаще всего пассажиры жалуются на задержки рейсов, отсутствие информации, питания и проживания. Но это не единственные нарушения. В обращениях также фигурируют случаи отказа в посадке без объяснения причин, утеря багажа, некорректное поведение персонала и нарушение условий перевозки детей и маломобильных пассажиров. Все это регулируется законом, где четко прописаны права пассажиров. По закону, если рейс задержан более двух часов – обязаны предоставить воду, после четырёх – горячее питание, ночью – гостиницу. Если авиакомпания нарушает права пассажиров, ей грозит административная ответственность.

"Действующие законодательства предусматривают ответственность за систематические нарушения. Так, к примеру, при нарушении прав во время задержки рейсов в отношении авиакомпании налагается штраф в размере 200 месячных расчетных показателей. Если авиакомпания совершает подобное нарушение в течение года с момента наложения взыскания, то штраф увеличивается до 1000 МРП", - сказал руководитель управления регулирования международного воздушного сообщения КГА Адлет Кобенов.

В Казахстане на сегодня работают всего шесть пассажирских авиакомпаний. Эксперты отмечают, что при таком ограниченном числе игроков полноценной конкуренции на рынке не возникает. Отсюда – завышенные цены, дефицит рейсов и слабая мотивация улучшать сервис.

"Здесь нужно именно дать возможность, чтобы конкуренция и рынок выровняли условия. Пока не будет нормальных рыночных условий, к сожалению, будет доминировать та или иная группа, и система наша будет защищать именно эту авиакомпанию для того, чтобы не потерять вообще рынок внутренних перевозок", - авиационный эксперт Абул Кекилбаев.

Тема защиты прав пассажиров особенно актуальна в сезон отпусков, когда нагрузка на авиакомпании возрастает в разы. Поток туристов увеличивается, но качество обслуживания, по мнению многих пассажиров, не поспевает за спросом.

В случае нарушения прав пассажира в первую очередь следует обратиться к представителям авиакомпании. Если ситуация не была урегулирована, пассажир может подать жалобу через портал eOtinish – ее обязаны рассмотреть в течение 20 рабочих дней. Также допускается обращение напрямую в Комитет гражданской авиации. Важно фиксировать все обстоятельства сразу – при возможности с фото или видео.

Читайте по теме:

Сразу два международных рейса запустили в Казахстане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться