Банки беспокоит потеря валютной выручки экспортёров

Татьяна Батищева Татьяна Батищева
5218

Нацбанк стимулирует системный отток валютных вкладов корпоративных клиентов банков – Halyk Finance.

Банки беспокоит потеря валютной выручки экспортёров Фото: Максим Морозов

Казахстанские экспортёры предпочитают хранить валютную выручку в иностранных банках, не отправляя её полностью в Казахстан. И виной тому политика регулятора, пришли к соответствующему выводу аналитики Halyk Finance после изучения консолидированной финотчётности ФНБ "Самрук-Казына".

Итоги прошлого года показали, что валютные вклады в казахстанских банках сократились более чем в два раза (с 720 млрд до 250 млрд тенге), и осели в иностранных кредитных учреждениях (рост в два раза, с 761 млрд до 1,5 трлн в тенговом эквиваленте). При этом тенговые вклады в БВУ РК также сократились почти на четверть (22%), подсчитали аналитики инвестбанка.

Указывая на нормальность и общепринятость ситуации, когда экспортёры хранят средства в валюте во избежание валютных рисков от изменения курсовой разницы, тем не менее, в Halyk Finance считают, что действия регулятора не способствуют росту заинтересованности банков привлекать валютную ликвидность, а экспортёров – отдавать её казахстанским банкам.

"Текущее регулирование Нацбанка ставит своей целью ограничить размещение казахстанскими банками свободных валютных средств в иностранных финансовых организациях. Для этого используется норматив по обязательному размещению значительной части средств, привлечённых банком, во внутренние активы, а с 2016 года дополнительно введён норматив по ежедневному размещению части средств во внутренние активы (к внутренним активам относятся активы, находящиеся в Казахстане)", – пишут аналитики Halyk Finance.

В интерпретации инвестбанка регулятор тем самым преследует две задачи. Во-первых, стимулировать инвестиции в отечественную экономику. Во-вторых, ограничить подверженность банков и их вкладчиков страновому риску, связанному с проведением банками активных международных операций.

При этом банки, имея большую часть привлечённых депозитов в иностранной валюте, ограничены в использовании этих средств. Крупные сырьевые экспортёры, имеющие валютную выручку, предпочитают кредитоваться за рубежом. Кредитовать в иностранной валюте компании, которые не имеют валютной выручки, рискованно как со стороны банка, так и со стороны заёмщика.

Исходя из этого, банки в условиях невозможности выдачи достаточного объёма валютных кредитов с целью поддержания нормативов по соблюдению валютной позиции и норматива по вложениям во внутренние активы вынуждены размещать значительную часть привлечённых валютных средств на корреспондентских счетах в Нацбанке, делают выводы в Halyk Finance.

Проблема, по мнению финучреждения, в том, что по данным счетам Нацбанк практически не начисляет процентный доход, что вынуждает банки устанавливать практически нулевые ставки по привлекаемым валютным депозитам юридических лиц. В результате сырьевые экспортёры предпочитают держать валюту в иностранных банках, которые способны обеспечить больший процент доходности на данные средства, нежели казахстанские финансовые учреждения, при этом обладая более высоким кредитным рейтингом.

Далее аналитики Halyk Finance пишут, что, согласно аудированной финансовой отчётности Нацбанка за 2017 год, регулятор получал практически беспроцентные валютные средства в долларах от казахстанских банков, после чего размещал долларовые депозиты в иностранных банках в среднем под 1,65% годовых. А доходность его инвестиций в долларовые финансовые инструменты была ещё выше.

Здесь важно отметить, что вчера, 27 сентября, на традиционной ежемесячной пресс-конференции глава Нацбанка Данияр Акишев, говоря об инструментах денежно-кредитной политики постоянного доступа, указал на высокие ставки (немногим более 8%) по операциям изъятия ликвидности у банков: операциям репо, депозитам и нотам Нацбанка.

Другая негативная сторона того, что банки размещают часть привлечённых валютных средств на корреспондентских счетах в Нацбанке, по мнению Halyk Finance, такова, что данные средства включаются в международные резервы Нацбанка. Хотя практика не нарушает правила МВФ по международным резервам страны, в Halyk Finance всё же рассматривают эти средства как менее качественные валютные резервы, поскольку за ними стоят краткосрочные обязательства перед банками.

"По нашему мнению, в условиях Казахстана это приводит к завышению валютных резервов страны", – полагают аналитики.

Делая выводы, в Halyk Finance видят два пути решения проблемы с оттоком капитала со стороны сырьевых экспортёров. Прежде всего начисление Нацбанком адекватных процентных ставок на валютные депозиты банков. А также прекращение действия нормативов по вложениям во внутренние активы, причём второе решение – наиболее подходящий путь.

"В любом случае, не так важно, кто в конечном итоге будет размещать деньги сырьевых экспортёров за границей – Нацбанк или коммерческие банки. Однако при таком варианте не будут искажаться валютные резервы Национального банка, а банки смогут заработать дополнительный доход, что будет положительно сказываться на их финансовом состоянии и диверсификации их финансовых инвестиций", – считают в Halyk Finance.

Татьяна Батищева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться