В Усть-Каменогорске автоперевозчик подал в суд на акимат города. Местная компания заявила, что находится на грани разорения из-за действий чиновников, а 50 человек могут потерять работу, передает inbusiness.kz.
Источником конфликта является транспортное обслуживание спального микрорайона Аблакетка, где проживают больше 12 тыс. человек.
После долгих и настойчивых жалоб жителей Аблакетки на перебои с автотранспортом в акимате Усть-Каменогорска решили расторгнуть договор с автоперевозчиком ТОО "Бахытжол" и привлечь на его место актюбинскую компанию – ТОО RTT-Group. Пока некоторые жители пишут в соцсетях слова благодарности в адрес городского акимата, руководство "Бахытжол" направило жалобы в уполномоченные структуры на "рейдерский захват" их предприятия и иск в суд на акимат по неисполнению обязательств, передает inbusiness.kz.
Автобусы для многих жителей Аблакетки – это единственный доступный способ добраться до работы, школы или поликлиники, но дождаться их не так просто. СМИ и социальные сети уже несколько лет пестрят сообщениями о том, что людям приходится долго ждать автобусы на остановках, потом "идти на штурм", чтобы попасть внутрь переполненных транспортных средств. Поэтому жители Аблакетки уже давно просили сменить автоперевозчика.
Жаловались даже президенту Казахстана
В начале 2022 года произошел беспрецедентный случай в истории города: специализированный межрайонный административный суд рассмотрел иск инициативной группы к ныне экс-акиму Усть‑Каменогорска Жаксылыку Омару и городскому отделу ЖКХ. Жители требовали нормализовать автобусное сообщение, провести тендер и закрепить в договоре с перевозчиком интервалы движения 5-7 минут и не менее 21 автобуса на линии. В суде стороны заключили медиативное соглашение: власть обязалась провести тендер, обеспечить регулярность рейсов и установить расписание, а истцы отозвали иск. Но обязательства не были выполнены. В апреле 2022 года инициаторы снова обратились в суд, который обязал акима и отдел ЖКХ выплатить по 50 МРП (около 159 тыс. тенге) за невыполнение условий соглашения. Но в апелляционной инстанции было установлено, что задержки были вызваны конкурсами на выбор перевозчика. Штраф отменили. В апреле 2022 года жители Аблакетки написали петицию президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, в которой просили снять акимов ВКО и Усть-Каменогорска с должностей. Одной из причин значилась плохая работа автобусов.
В 2023 году тендер на обслуживание трех маршрутов (автобусы №№ 4, 25 и 27), которые соединяют Аблакетку с другими районами Усть-Каменогорска, выиграло ТОО "Бахытжол". Но, по мнению жителей, ситуация мало изменилась. Вместо обещанных 16 автобусов, по их словам, на линию ежедневно выходит не больше половины.
Кто и что не выполняет?
По информации заместителя акима города Абзала Маулетханова, регулярность маршрутов на Аблакетке у действующего перевозчика всего 60-65% при требуемых 85%. У компаний, которые работают на других маршрутах (а всего в городе восемь автоперевозчиков), этот показатель более или менее соответствует критериям, отметил чиновник. Он же заявил о том, что договор с ТОО "Бахытжол" расторгнут – акимат уже направил главе компании Елене Рядинских соответствующее уведомление. Вместо нее Аблакетку будет обслуживать компания из Актобе, которая уже для этих целей закупила 18 современных автобусов. Они готовы выйти на линию в ближайшее время.
Но Елена Рядинских утверждает: это акимат города якобы не выполнял своих обязательств, вследствие чего компания оказалась на грани разорения. По ее словам, она бы уже давно оказалась финансово несостоятельной, если бы недавно не вложила в предприятие средства, вырученные от продажи собственного имущества.
В системе автоперевозок есть два вида тарифа: установленный и расчетный, который отражает фактические данные, во сколько обходится провоз одного пассажира. И расчетный тариф, утверждает Елена Рядинских, в два раза больше установленного.
"Перерасчета тарифов не было с 2023 года, хотя за это время значительно выросла стоимость ГСМ, запчастей, необходимых материалов, – утверждает она. – Снятие нас с аблакетских маршрутов означает полную остановку предприятия и разорение. Ближайший общегородской тендер автоперевозчиков только через полтора года. То есть все это время мы не сможем работать".
Но даже в таких условиях, говорит глава компании-автоперевозчика "Бахытжол", они не пустили ситуацию на самотек. Утром и вечером автобусы на Аблакетку ходят с небольшим интервалом. В обеденные часы число автобусов снижается, но с учетом того, что пассажиропоток в эти часы небольшой, утверждает Елена Рядинских.
"Аблакетка – это спальный район. Все утром уехали, и вечером все централизованно приехали. Днем по нашим маршрутам ездят единицы. Автобусы днем ходят пустые, все абсолютно. Даже если их катастрофически мало будет на линии, они будут ходить пустые днем. Там будут сидеть один-два человека, – приводит свои аргументы Елена Рядинских. – Да, конечно, когда ДТП или поломка, автобусы ходят реже. Но мы стабильно стараемся давать 12-13 автобусов каждый день".
По ее словам, компания "Бахытжол" вложила 180 млн тенге собственных средств в обновление автопарка предприятия, взяла еще автобусы в резерв, но в отделе ЖКХ отказались включить их в подвижной состав на маршрут, мотивируя тем, что с компанией все равно расторгают договор. По данным Елены Рядинских, в ТОО "Бахытжол" работают 50 человек, регулярно зарплату получают только водители и кондукторы (их 32 человека на 16 маршрутов), а сотрудникам АУП приходится выплачивать только авансы из-за острой нехватки средств. Глава компании задается вопросом: а не целенаправленно ли ее подводили к разорению, чтобы завести на рынок "своих"?
Сейчас представители ТОО "Бахытжол" подали в суд на акимат по поводу ненадлежащего исполнения им обязательств по договору. А чиновники в свою очередь в суде требуют расторжения договора с компанией.
Ассоциация "Союз автоперевозчиков ВКО" поддержала ТОО "Бахытжол" и выразила претензии в адрес нынешнего акима Усть-Каменогорска Алмата Акышова. По их словам, с момента его назначения он ни разу не встретился с коллективами автобусных парков и не интересовался их проблемами, планами по обновлению подвижного состава. В то же время, отмечают в ассоциации, с 2021 по 2025 год автоперевозчики Усть-Каменогорска купили 167 автобусов, около 60 микроавтобусов на 11 млрд тенге. В 2025-2026 годах планируют приобретение еще полусотни автобусов, включая электробусы, на 5 млрд тенге.
Методы выдавливания?
"Намерение привлечь компанию из Актюбинской области вызывает недоумение. Это сократит рабочие места для местных работников. Кроме того, компания привозит в Усть-Каменогорск не новые, а бывшие в эксплуатации автобусы, в том числе 2014 года выпуска. А местные автоперевозчики под свои кредиты приобретают новые автобусы. Это проявление двойных стандартов", – высказались в областном Союзе автоперевозчиков.
Но самое главное, считают в ассоциации, RTT-Group привлекают на городские маршруты без проведения тендера, а это уже, по их мнению, похоже на лоббирование чьих-то интересов. Они уверены: для привлечения новых игроков на рынок автоперевозок старых просто выдавливают.
"Местные исполнительные органы в нарушение законодательства и предписания прокуратуры ВКО не утверждают расчетный тариф и не выплачивают в полном объеме субсидии, которые необходимы для обеспечения регулярности перевозок", – резюмировали члены ассоциации.
Inbusiness.kz обратился за комментариями в пресс-службу акима Усть-Каменогорска, чтобы узнать, почему на городской рынок автоперевозок зашла компания из Актобе и как это поможет наладить регулярное движение общественного пассажирского транспорта на Аблакетку.
Из открытых источников известно, что ТОО RTT-Group зарегистрировано в Актобе в 2018 году. Проблем с уплатой налогов не имеет. Единственный замеченный риск со стороны комитета госдоходов – отсутствие компании по юридическому адресу. Основной вид деятельности – перевозка пассажиров автобусами. В 2025 году компания открыла филиал в ВКО.
Ольга Ушакова
Читайте по теме: Куда ушли миллионы, выделенные на гранты в ВКО