Fitch: погашение валютных кредитов в РК сомнительно

Аскар Муминов Аскар Муминов
8146

Валютные кредиты составляли 45% всех кредитов на конец 2016 года. 

Fitch: погашение валютных кредитов в РК сомнительно

Стабилизация среднегодовой цены на нефть на уровне около 50 долларов за баррель в 2016 году привела к постепенному восстановлению казахстанской экономики, сообщили аналитики агентства Fitch в ходе конференции в Алматы.

Ожидается восстановление экономического роста на фоне увеличения добычи нефти и других проектов по извлечению природных ресурсов. Fitch ожидает прирост ВВП Казахстана в 2% в 2017 году, темп роста снизился до 0,4% в 2016 году с 6% в среднем в 2010-2014 годы, подчеркнули в агентстве. Поддержку казахстанской экономике оказывает стабилизация спроса и национальных валют ключевых торговых партнеров. Так, курс российского рубля стабилизировался на уровне 55-60 рублей за доллар в 2016 году.

Тем временем монетарное сжатие ослабевает, сокращаются интервенции Нацбанка на валютном рынке, а долларизация финансовой системы постепенно снижается. Госпрограмма "Нурлы жол" актуализирует необходимость модернизации и развития инфраструктуры и постепенного сокращения доли государства в экономике и трансформации экономической модели развития, поясняют эксперты.

При этом в Fitch считают, что национальные холдинги – это ключевые инструменты в Казахстане, выполняющие функции квазифискальных институтов государства по реализации программ развития. В настоящий момент госкомпании генерируют около 40% ВВП, хотя заявленная цель реформ – снижение доли государства в экономике до 15% ВВП.

Отдельный блок проблем касается ситуации в банковском секторе. Заместитель председателя Национального банка (НБРК) Олег Смоляков заметил, что регулятор как депозитор и экономический агент ожидает активизации банковского сектора и расширения кредитования.

Директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Роман Корнев отметил, что рост кредитов в секторе был небольшим: 1% – в 2016 году, в то время как рост депозитов был более значительным – на 14%. Агентство оценивает абсолютный объем неработающих кредитов примерно в 1,2 трлн тенге, примерно около 3 трлн тенге составляет объем реструктурированных и прочих стрессовых кредитов.

Тем временем падение доходности нот НБРК создает потенциал более значительного кредитования частного сектора. Неработающие кредиты немного сократились, до 7% кредитов сектора в конце 2016 года с 8% в конце 2015 года, однако реструктурированные/стрессовые кредиты остались значительными.

Валютные кредиты составляли 45% кредитов сектора на конец 2016 года. Многие валютные кредиты классифицируются как работающие за счет льготных периодов, хотя их погашение сомнительно, отметил г-н Корнев.

Незарезервированные проблемные кредиты "Казкоммерцбанка" являются самыми значительными, и такие кредиты также существенны у АТФ, "Банка ЦентрКредит" и ДБ "Сбербанк". При этом способность Народного банка абсорбировать убытки на самостоятельной основе была самой сильной среди крупных банков на конец 2016 года, считают в агентстве.

Как отметил аналитик, агрегированный показатель основного капитала (k1-1) сектора немного улучшился, до 13,4% в конце 2016 года с 12,2% в конце 2015 года. Однако существенным риском остается тот факт, что показатели капитализации Народного банка могут существенно упасть в случае приобретения ККБ. Пока же гибкость в классификации кредитов и небольшое резервирование помогло поддержать рентабельность капитала (ROAE) в секторе на уровне 15% в 2016 году.

Fitch расценивает показатели прибыльности как искусственно завышенные ввиду больших начисленных, но не полученных в денежной форме процентных доходов. Запас ликвидности накапливался в секторе в 2016 году за исключением нескольких банков. "Бегство к качеству" было заметным в конце 2016-го – начале 2017 года частично ввиду проверок регулирующих органов в восьми небольших банках.

Квазисуверенные структуры остаются крупным источником фондирования, на них приходится 1/3 обязательств сектора. Концентрация депозитов создает риски для стабильности фондирования. Сокращение валютных депозитов в 2016 году сопровождалось погашением свопов НБРК, что сбалансировало открытые валютные позиции. Банки могут вновь обратиться в НБРК за хеджированием валютных рисков, если долларизация увеличится, не исключают в агентстве.

Сейчас в разработке находится план оздоровления, который может предусматривать укрепление надзорной роли НБРК для более эффективной работы с испытывающими трудности банками, стимулирование слияний и поглощений банков, проведение проверки качества активов банков (AQR), которая должна начаться в 2018 году, разработка программы предоставления банкам капитала второго уровня, размер которой будет определен на основании результатов AQR. В агентстве не исключают ликвидации банков, не имеющих системной значимости и испытывающих трудности, которые не смогут увеличить основной капитал.

Директор аналитической группы по рейтингам европейских стран с развивающейся экономикой Fitch Ratings Амели Ру подчеркнула, что госдолг Казахстана составляет около 20% ВВП, агентство не ожидает, что он будет расти в будущем, несмотря на текущие затраты по поддержке банковского сектора. Самая большая часть бюджетного дефицита финансируется за счет активов ФНБ "Самрук-Казына". По сравнению с 2014 годом трансферты из Нацфонда выросли в два раза, подчеркнула она.

В Fitch прогнозируют, что активы Нацфонда к концу 2018 года останутся в районе 30% от ВВП, что является ощутимым уровнем.

В агентстве прогнозируют, что в 2017 году дефицит госбюджета вырастет до 7,7, а реальный ВВП увеличится на 2,2%, в 2018 году – на 3%, падение реального уровня инфляции оценивается до 7% в 2018 году.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться