Главное в законе "О кино" - финансы

Элла Лисс Элла Лисс
5432

О необходимости закона, который бы регулировал сферу кино, говорится уже давно, но только в этом году все сдвинулось с мертвой точки. 

Главное в законе "О кино" - финансы

В министерстве культуры и спорта разработали концепцию развития киноиндустрии Казахстана, а инициативные группы, состоящие из кинематографистов, подготовили проект закона "О кинематографии", который уже в следующем году будет вынесен на обсуждение в правительство. Закон просто необходим для правового регулирования в области кинематографии, создания благоприятных условий для поддержки и продвижения национального кинопроизводства, проката и дистрибуции национальных фильмов, чтобы повысить качество и конкурентоспособность казахстанского кино в стране и мире. Во всяком случае, именно на это уповают кинематографисты.

Достаточно долгое время эксперты обсуждали проект. Казалось бы, документ уже принял более-менее завершенную форму. Однако на некоторые свои вопросы участники обсуждений ответы от министерства так и не получили. К примеру, финансирование. До сих пор неясно, кто, кому и как выделяет денежные средства. Предполагается, что в рамках закона будет создан фонд поддержки национального кино, одними из основных задач которого станут повышение эффективности использования средств государственной поддержки и привлечение дополнительных внебюджетных средств. Более того, были даже определены объемы государственной поддержки - для совместного производства это будет до 50% бюджета, фильмов для массовой аудитории - от 70% и до 100% для социально-значимых, образовательных, научно-популярных, документальных фильмов, авторской анимации, детского кино, фильмов событий, то есть посвященных юбилейным и памятным датам, выдающимся личностям и значимым событиям.

Но на очередном круглом столе по обсуждению законопроекта была обнаружена неточность формулировок. По мнению председателя союза прокатчиков Казахстана Бауржана Шукенова, в законе есть противоречия.

"Очень хорошая статья по поводу фонда поддержки национального кино. Мы его создаем при поддержке правительства в организационно-правовой форме. С этим все понятно. Экспертный совет у нас тоже присутствует. Но противоречие заключается в формулировке "уполномоченный орган в сфере кинематографии принимает решение о выделении средств уполномоченной компании на поддержку производства национальных фильмов". Что такое "уполномоченная компания"? Мы все время говорили о том, что уполномоченной компанией или тем, кто распределяет деньги, будет фонд. Сейчас появляется какая-то уполномоченная компания. Следующая статья: "уполномоченная компания в сфере проката выделяет средства кинопрокатчику на прокат". Опять "уполномоченная компания"! Какая уполномоченная компания? Кому выделяет? Опять не понятно. Этот вопрос, пожалуй, самый главный в вопросах производства. Надо определиться с принципом распределения, условиями и порядком финансирования кинематографии. Каким образом этот процесс будет происходить: через какую-то уполномоченную организацию или через фонд?" - вопрошает он.

Режиссер, продюсер, директор киношколы "Сталкер" Эльмира Гильман считает, что проблема упирается в недостаток понятий, которыми оперирует закон.

"В первой статье, где собраны все понятия, используемые в законе, нет такого понятия как "фонд поддержки национального кино". Есть "государственный фонд фильмов", но это акционерное общество, осуществляющее хранение исходников", - недоумевает она.

А режиссер и продюсер Рашид Нугманов также считает, что для начала надо понять в какой форме будет создан этот самый фонд.

"Здесь предложено в форме - акционерного общество, но мы же знаем, что АО, даже если создается как государственное, в любой момент может изменить форму собственности. И, как мне кажется, передавать бюджетные средства в акционерное общество для их перераспределения не правомерно. Я бы здесь предложил воспользоваться великолепным законом Республики Казахстан о некоммерческих организациях, который предусматривает создание государственных фондов. Зачем мудрить? Там все расписано", - отмечает режиссер.

Следующим важным пунктом было признано понятие "экспертного совета".

"В статье есть функции экспертного совета, а вот самого главного – как он формируется – в законе нет. А между тем экспертный совет должен быть, во-первых, выборным, а во-вторых, иметь "срок годности"", - считает Эльмира Гильман.

Выборность и ограниченный срок присутствия в экспертном совете должны сделать его работу прозрачной, а также исключить "засилье Михалкова и Бондарчука", как это происходит в России, давая шанс и молодым кинематографистам принимать важные для казахстанского кинорешения. Причем, по убеждению господина Нугманова, решение экспертного совета при фонде, по результатам конкурса проектов не должно носить рекомендательный характер. Оно должно быть окончательным.

Разумеется, открытыми остались вопросы подготовки кадров, кинопроката и многие другие. Впереди еще много обсуждений и круглых столов, где будет сломано не одно копье. Госпожа Гильман отметила: главное, чтобы закон приняли, а внести поправки можно будет и потом. Однако, у известного в Казахстане эксперта в области авторского права Темирлана Тулегенова этот вопрос вызывает сомнения. Пока кинодеятели обсуждают возможные преференции, господин Тулегенов оценивает законопроект с практической точки зрения.

"Мы принимаем закон прямого действия? - вопрошает он. -  Если исходить из некоторых инструментов, то это закон прямого действия, в то же время мы в него засунули кучу моментов с государственным регулированием. Я боюсь, что наш законопроект может просто не пройти экспертизу в министерстве юстиции. Что касается юридических формулировок, то я здесь вижу очень много сырых моментов, в первую очередь связанных с тем, что очень многие термины противоречат формулировкам действующего закона об авторском праве и смежных правах".

Впрочем, как признаются кинематографисты, самое главное заключается в том, что воз сдвинулся с места. А значит и закон "О кино" будет.

Элла Лисс

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться