Как журналисты бизнес делали: чем закончилась история с брендом My Baursaq

7453

Яркий желто-оранжевый вагончик с призывными надписями отведать свежих баурсаков долгое время украшал улицы Нур-Султана и, нужно сказать, наделал немало шуму в столице.

Как журналисты бизнес делали: чем закончилась история с брендом My Baursaq

Это первый опыт фастфуда с национальными блюдами в меню. Придумать и решиться на такой креатив смогли два журналиста – Аскар Джалдинов и его супруга Жанна. В этом тандеме все традиционно – жена вдохновляет и помогает, муж реализует. По этой схеме у ребят родилось немало бизнес-проектов, которые они весьма успешно совмещают с журналистской деятельностью. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Аскар Джалдинов вспомнил годы работы на государственной службе, рассказал о первых заработках в предпринимательстве, о My Baursaq и своей единственной пока книге, изданной совсем недавно.

Аскар, Вы, пожалуй, наглядный пример того, что журналист может состояться в любой профессии. Давайте начнем разговор с Вашей истории, что заставило Вас искать новые сферы деятельности, наскучила журналистика?

Не сказал бы, что наскучила. Просто изначально журналистика не была единственным моим занятием. Еще с детства я успевал заниматься каким-то бизнесом. Мы же дети 90-х, сами знаете, каждая семья выживала, как могла. Я же еще в школе в пятом классе заказывал отцу-дальнобойщику коробки жвачек и шоколадок. Потом их продавал сначала в школе, пока директор не пожаловался моей маме. (Смеется.) Пришлось оптом под реализацию бабушкам на базаре сдавать. Правда, родители сильно опасались этого увлечения и каждый раз пресекали, требовали хорошо учиться. Ну, а когда из поселка переехали в Алматы, то там уже приходилось тайно и покрупнее чем-то заниматься. Правда, копить много не удавалось, раздавал все друзьям, часть денег всегда отдавал родителям. А после школы было поступление в вуз, потом я его бросил, стал зарабатывать, помогать родителям, снова поступал. Поступил на заочное на журфак в КазНУ имени Аль-Фараби, параллельно попал на телевидение. Так и начался путь в журналистику.

Каким был Ваш первый опыт работы вне традиционной журналистики? Госслужба в счет, как говорится. Или, может быть, параллельно экспериментировали? И опять же спрошу, это больше любознательность или поиск новых источников заработка?

Параллельно с журналистской деятельностью я продолжал заниматься какими-то контрактами. Помню, как занимался операциями по продаже земельных участков в Алматы, потом продавал муку, возил вагонами с севера на юг страны. Где-то удавалось деньги хорошие "поднять", где-то прогорал. По всякому тогда было. Я даже успел поработать на нескольких предвыборных проектах. Тогда впервые столкнулся с PR и политтехнологиями. Интересное время тогда было. Можно долго об этом рассказывать. Конечно, хотелось всегда побольше заработать, но меня больше всегда привлекает новый опыт. Что-то новое хочется узнать, пощупать, понять. В жизни-то важны не деньги и не их количество, а возможности их зарабатывать. А в журналистике у меня в 2008 году случилось то, что происходит у многих моих коллег. Начинаешь понимать, что в профессии ты все познал и тебе становится откровенно скучно. Так я ушел в PR. Уехал в Астану работать в пресс-службу нацкомпании "Қазақстан темір жолы". За два неполных года работы там я прошел большую школу в корпоративном PR. Познал на самом деле многое. Да и с наставниками мне всегда везде везло. А в конце 2009 года я оказался на госслужбе, причем в регионе. Так получилось, что поступило предложение, от которого нельзя отказываться. В акимат Жамбылской области пошел не из-за желания заработать, понятно же, какие там зарплаты. Это был новый вызов. Хотелось научиться работать не просто на госслужбе, а выстраивать коммуникации в целом регионе. Бесценный опыт, не сравнимый ни с чем. Да и область, и люди там оказались хорошими. Сейчас я понимаю, как прекрасно нам было жить и работать там.

Вот что касается госслужбы, интересно Ваше мнение. Сегодня мы активно боремся с коррупцией, так считается, во всяком случае. Поделитесь, насколько велико искушение у государственного чиновника "взять на лапу"? Как с таким искушением боролись Вы?

Честно скажу, с таким искушением тяжело бороться, если у тебя куча бытовых проблем и кредиты, которые ты вынужден был набрать, чтобы помочь родным или прокормить семью. Поэтому многие казахстанские чиновники "ломаются". Думаете, все идут туда изначально с желанием воровать или брать взятки? Совсем не так. Это уже в процессе происходит, сначала по-мелкому, потом, когда появляется ощущение того, что никто не заметил и безнаказанно можно продолжать, у людей просыпается внутри монстр жадности. Слава богу, у меня в этом плане уже была прививка. Я же говорил, что давно занимался всяким бизнесом. К тому же мы с Жанной, моей супругой, уже были женаты, и она, как журналист, хорошо зарабатывала, у нее еще был свой бизнес, который нас кормил, нам удавалось еще как-то копить и помогать родителям. В Таразе-то особо не потратишься, моей зарплаты госслужащего вполне хватало, к тому же по праздникам выдавалась премия в размере оклада. На нас двоих, детей тогда еще не было, денег хватало. Квартира была служебная.

Кстати, весьма ярким был Ваш совместный с супругой опыт в бизнесе. Я говорю о производстве баурсаков и вашем "веселом" вагончике. Расскажите, как родилась идея, как вы – два журналиста – начали свой бизнес, в каком состоянии сегодня этот проект?

Ну, с женой мне очень повезло. Жанна не просто моя супруга и любимая женщина, мама моих детей. Она – единомышленник, советник, бизнес-партнер и близкий друг на самом деле. Все мои бредовые идеи всегда поддержит и подскажет. Со мной помоталась по городам, пока я набирался опыта на госслужбе. Так было и с проектом My Baursaq. Как-то утром в Астане дома сидим и чай пьем. Я делюсь с ней идеей организовать фастфуд с национальными блюдами. Стали обсуждать, и так вместе додумали концепцию уличного фастфуда с горячими баурсаками. Потом в Интернете стали изучать разные варианты. Так и родилась идея построить собственный трейлер – кухню на колесах. Название также вместе и придумали. Но идея идеей, а реализация – совсем другое. Пришлось пройти через многое. Но нас проблемы никогда не останавливали. Тем более мы были уверены в своем проекте, ведь еще никто в Казахстане не додумался продавать баурсаки на улице в горячем виде, как донер или бургеры, когда тебе подают порцию любимых баурсаков в течение двух минут, при этом баурсаки могут быть с начинками, или обычными, а может, и сладкими. С вкусным чаем по особому рецепту наши блюда уплетались за несколько минут. Всего у нас было семь видов баурсаков, не считая другого ассортимента. Бизнес мы запустили в начале октября 2018 года. Сначала поставили трейлер в Астане. Пошла быстрая раскрутка, мы с первых же дней стали набирать популярность. Благо друзья и знакомые – все медийные личности – стали об этом писать. К нам за баурсаками и тестом приезжали женщины и мужчины со всего города. А когда мы запустили свое изобретение – Казыбургер (вместо котлеты кусок сочного казы, обжаренного в кляре), то и молодежь подсела на эти бутерброды. Бизнес стал потихоньку набирать обороты. Но так получилось, что по определенным обстоятельствам Жанне с детьми надо было ехать в Алматы. Я в первое время старался сам вести все дела, параллельно у меня была работа в газете "Время", еще было несколько PR-проектов, к тому времени еще писал свою книгу, а баурсаками надо было самому заниматься. Хоть и работали повара и кассиры, но ежедневно нужно было контролировать закуп продуктов, решать другие производственные дела. В итоге мы решили перевезти бизнес в Алматы. Здесь уже было посложнее, потому что тогдашний аким города Бауыржан Байбек решил, что малый и средний бизнес портят облик города, и просто запретил уличную торговлю вместе со всем фастфудом. Запрет касался даже частных территорий торгово-развлекательных центров. Но мы нашли выход и поставили наш трейлер прямо на перроне вокзала Алматы-2. Набрали персонал, обучили нашим фирменным рецептам, заново нашли поставщиков продуктов, и снова баурсаки пошли в народ. По большей части пассажирам поездов. Популярностью стали пользоваться на международных рейсах. Ведь, помимо вкуса, у нас еще была "фишка" по упаковке. Горячие баурсаки никогда нельзя упаковывать в полиэтиленовые пакеты, только в бумажные. У нас же была фирменная упаковка. А еще, когда в подарок иностранцам предлагали курт и жент, те были в восторге. Но уже к концу зимы, когда в воздухе витала пандемия коронавируса, мы поняли, что будет очень сложно, и до объявления тотального карантина мы прикрыли проект. И пока My Baursaq стоит на паузе.

Измерим успешность My Baursaq в цифрах – сколько на старте вы вложили? Сумели ли вернуть потраченное? Сколько удалось чистой прибыли заработать за время проекта?

Вложили мы прилично. В абсолютных цифрах не хотелось бы озвучивать, но если сложить все затраты на запуск производства, заказ и строительство трейлера, то сумма эквивалентна стоимости двухкомнатной квартиры в Алматы или Нур-Султане в хорошем районе. Все затраченное мы еще не отбили. Но если бы продолжали в том же темпе работать, то еще год, и вернули бы потраченное. К тому же были планы по переформатированию бизнеса и развитию.

Согласны ли Вы с тем, что сфера общепита – одна из сложнейших в бизнесе? С какими проблемами столкнулись вы?

Сфера общепита действительно очень сложная. Особенно для тех, кто только начинает. Я хоть и кулинар по первой своей специальности и знаю не только рецепты и как готовить, но и умею делать калькуляцию блюд, все равно в вопросах менеджмента в этой сфере мало что понимал. Ну а когда столкнулся, то понял, сколько подводных камней существует в целом в малом и среднем бизнесе страны и в уличном общепите в частности. Главные, из которых я бы назвал две на сегодня: отсутствие уличной фастфуд-культуры и инфраструктуры и нет законодательной базы, регулирующей уличную фастфуд-торговлю. Нет вообще никаких регулирующих нормативов: от закрепляющего статуса до элементарных технических и санитарных норм для тех, кто хочет заниматься передвижной кухней. А это большая проблема на самом деле. Я-то, как и все предприниматели, прошел через все эти круги, обивал пороги, стучался в двери, стоял в очередях. Но отмечу существенную разницу. В столице открыть и вести бизнес гораздо легче, чем в Алматы. В Нур-Султане больше порядка и меньше коррупционных рисков.

Аскар, наблюдая за Вашими активностями, можно сделать вывод, что журналистика Вас крепко держит. Вы издали книгу, и это в Вас снова заговорил журналист, верно?

Журналистика от меня никуда и не уходила. Ею как заразился я в 18 лет, так и живет она в моем организме до сих пор. Просто проявляется в разные годы по-разному. Я же продолжаю писать материалы, по-прежнему остаюсь шефом столичного корпункта и директором по развитию газеты "Время". За этот год успел еще реализовать два крупных медиапроекта. А что касается книги, то ее я готовил долго. Хотя идея написать появилась спонтанно. Не планировал, потому как был заморочен My Baursaq, занимался PR-проектами. А тут друзья из МВД попросили написать книгу о 100-летии уголовного розыска Казахстана. Но в том виде, в котором они хотели, я делать отказался, сказал, что напишу книгу, но в другом формате, и только так, как я хочу. Они согласились и организовали доступ к архивам.

Как долго Вы собирали материал для своей книги? Насколько, в принципе, это дело хлопотное – написать книгу?

Пришлось перелопатить архивы более 100 уголовных дел, в книгу вошла только половина этих историй. Часть архива у меня давно хранилась, ведь еще раньше, работая журналистом, я сталкивался с этим делами, и кое-что у меня уже было. Но пришлось потратить еще полтора года на изучение и сбор материалов, ведь еще пришлось поездить по стране и покопаться в архивах судов и полиции, встречаться с отставными оперативниками, генералами и действующими сотрудниками спецслужб, которые мне рассказывали об этих преступлениях. Многое ведь в протоколах не отражалось тогда. Поэтому книга и называется "Вне протокола. Тайны громких преступлений в Казахстане". И ровно год потратил на написание книги, потом еще было редактирование, дизайн, верстка и печать – еще полгода. Весной этого года она была готова, но пришлось еще ждать, пока снимут карантин и я мог бы выставить ее на продажу. Из-за ограничений, к сожалению, презентацию сделать не смог. Правда, уже почти весь тираж продан благодаря онлайн-продажам.

А насколько непросто издать книгу? Расскажите об этом – сколько стоит сегодня издать книгу и можно ли на этом заработать? Получилось ли у Вас заработать на своей книге?

Изначально заработать на книге не было плана. Так как у нас в стране народ не читающий, да и время сейчас не книжное, весь мир перешел в цифровую реальность. Но мне очень хотелось оставить именно бумажный, печатный след. И потом, я не был уверен, что эта книга будет пользоваться спросом, она же специфическая, она о самых худших проявлениях человеческой натуры. Много документов и фактов, а еще больше фотографий с мест преступления. Я еще многие фото удалил. Так что вряд ли заработаю на ее издании. Деньги свои вложил тоже не маленькие, думаю, что часть затрат удастся покрыть. Но не жалею, и все равно рад, что смог издать ее. Отзывы читателей хорошие, некоторые сами меня ищут, чтобы взять автограф. Даже ради такого стоит писать книги.

Аскар, чем будете еще нас удивлять? Уверена, пара-тройка бизнес-идей у Вас имеется всегда.

Мне бы самому успеть наудивляться в жизни. Успеть реализовать все свои желания и мечты, а еще одновременно сделать все возможное для комфортной жизни моей семьи, помочь родным и близким. Пока что решил делать то, что больше всего умею – журналистика и PR. В голове вертятся еще две темы для книг. Не уйду далеко и от общепита, хочется со временем запустить все-таки новый формат проекта. А еще тянет сильно к истокам, я же вырос в ауле. Может, там что придумается. Главное, успеть.

Успехов вам и спасибо за беседу!

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться