Контрразведке дадут права и пропишут обязанности

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
2851

Депутаты мажилиса одобрили в первом чтении проект закона "О контрразведывательной деятельности" и сопутствующий ему пакет поправок в законодательство. 

Контрразведке дадут права и пропишут обязанности

Как подчеркнул, представляя законопроекты депутатам, заместитель председателя Комитета национальной безопасности Марат Колкобаев, таким образом,  впервые на законодательном уровне закрепляет правовые основы контрразведывательной деятельности". "При этом в его основу заложено партнерская модель взаимоотношений органов контрразведки и общества. Иными словами закон о контрразведывательной деятельности направлен на повышение защищенности самого общества и государства, выступающего гарантом в реализации интересов граждан. Основными целями законопроекта являются создание организационно-правовых условий для повышения эффективности контрразведывательной деятельности, обеспечения гарантий законности деятельности органов контрразведки", - подчеркнул он.

Объясняя необходимость принятия отдельного закона, господин Колкобаев апеллировал к ситуации в мире и влиянию внешних факторов, угрозе международного терроризма. Именно "в этой связи органам контрразведки приходится решать стоящие перед ними задачи по своевременному выявлению и предотвращению внешних угроз". "В более динамично меняющейся обстановке в условиях нашей открытости и широкой вовлеченности Казахстана в международные отношения. Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность принятия данного закона, направленного на дальнейшее совершенствование правового регулирования контрразведывательной деятельности", - подчеркнул он.

При этом спецслужбы, разрабатывая законопроект, изучили и международный опыт, который, по словам представителя КНБ, показывает, что "развитые демократические государства придают важное значение контрразведывательной деятельности как ключевому аспекту поддержания национальной безопасности и будущего процветания". "Не случайно в таких странах как США, Германия, Франция, Великобритания контрразведывательная деятельность законодательно определена в качестве самостоятельного вида государственной деятельности", - сказал господин Колкобаев. 

Заострять внимание на деталях законопроекта представитель КНБ не стал, сделав упор на суть контрразведки как таковой. Он подробно объяснял депутатам, что ее объектом является "разведывательно-подрывная деятельность государств, которая ведется непрерывно, ввиду наличия у иностранных государств собственных национальных интересов, которые не совпадают, а порой и прямо противоречат нашим". При этом "перечень же проявлений разведывательно-подрывной деятельности предусмотреть невозможно, поскольку они носят разноплановый, в том числе и неприступный характер". 

"Основополагающим принципом контрразведки является конспирация, что означает недопустимость расшифровки нашей осведомленности о разведывательных акциях до установления всего круга причастных к ним лиц и организаций, преследуемых ими целей, применяемых форм и методов. Исключение составляют только случаи, требующие незамедлительного принятия мер пресечения. Но даже с привлечением к уголовной ответственности отдельных иностранных разведчиков, агентов или эмиссаров зарубежных террористических организаций разведывательно-подрывная деятельность не прекратится, а продолжается и на более глубоком уровне конспирации. Поэтому даже при формальном наличии признаков состава преступления для любой спецслужбы важно сохранять оперативный контроль за деятельностью выявленных иностранных разведчиков, использующих различного рода прикрытия, негласно сковывая и блокируя их активность", - подчеркнул он.

В проекте закона определены субъекты контрразведывательной деятельности - это комитет национальной безопасности, служба государственной охраны и служба внешней разведки. Поскольку подчиняются все эти структуры непосредственно президенту, определены и его полномочия - по определению основных приоритетов и направлений контрразведывательной деятельности, установлению форм контроля за ними и порядка его осуществления.

В рамках гарантий прав и свобод человека и гражданина установлен запрет на использование получаемой информации для решения задач, не предусмотренных законом, закреплена возможность обжалования действий сотрудников контрразведки в вышестоящий орган - прокуратуру или суд.

Именно последний аспект и привлек внимание депутатов. Их заинтересовало, сможет ли прокуратура своим вмешательством прекратить весь комплекс мероприятий контрразведки, если вдруг будет установлено то самое нарушение прав человека. 

"Безусловно, любые действия, нарушающие или унижающие честь и достоинство человека - они должны быть прекращены. Даже при отсутствии жалобы. В связи с этим, органы прокуратуры и суда могут прекратить как конкретные мероприятия в отношении лица, так и комплекс мероприятий, который проводится незаконно", - заверил мажилисменов господин Колкобаев. 

"Мы можем приостановить деятельность сотрудников, которые занимаются контрразведывательной деятельностью, в том случае, когда вот эти действия производятся в отношении какого-то физического лица, даже и в том случае, когда проводится целый комплекс мероприятий, - подтвердил и заместитель генерального прокурора Иоганн Меркель. - Основной фактор в этом отношении - эти действия должны быть незаконны, и нарушать честь и достоинство наших граждан". 

Сопутствующие поправки в законодательство депутаты приняли почти без дискуссий. При том, что изменения вносятся в 7 кодексов и 24 закона. Так, в Уголовный кодекс вносятся дополнения в части определения ответственности сотрудника за фальсификацию контрразведывательных материалов, совершение им правонарушения в ходе осуществления контрразведывательных мероприятий. В Уголовно-процессуальный кодекс вносятся поправки, определяющие порядок использования материалов контрразведывательной деятельности в ходе уголовного процесса.

В Кодекс "Об административных правонарушениях", а также в законы "О связи" и "О почте" вносятся дополнения, предусматривающие обязанность операторов связи и средств почтовой связи обеспечивать органы, осуществляющие контрразведывательную деятельность на сетях связи, организационными и техническими возможностями, необходимыми для проведения контрразведывательных мероприятий.

Вносимые дополнения в Гражданский кодекс и законы "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан", "О кредитных товариществах", "О рынке ценных бумаг", "О микрофинансовых организациях", "О товарных биржах", а также "О государственных закупках" наделяют органы национальной безопасности и Службу государственной охраны правом на получение с санкции прокурора сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.

Законопроектом вносятся изменения, исключающие из закона "Об оперативно-розыскной деятельности" нормы, касающиеся контрразведывательной деятельности.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться