Лифтовикам завинчивают гайки

Приняты национальные стандарты к эксплуатации и монтажу лифтов, эскалаторов и траволаторов.

Лифтовикам завинчивают гайки Фото: sputniknews.kz

Серия несчастных случаев понадобилась для того, чтобы в Казахстане наконец приняли национальные стандарты с новыми требованиями к поставке, монтажу и эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов, а также подъёмников для лиц с ограниченными возможностями.

Напомним о некоторых резонансных случаях, которые и побудили лифтовиков обратить пристальное внимание на свою работу. Поздно вечером 4 апреля между шахтой и кабиной лифта в доме 12-го микрорайона города Актобе нашли окровавленное тело женщины, 28-летней Айзат Абдисамат. А в самой кабине лифта стояла и плакала трёхлетняя дочь погибшей. Сотрудникам ДЧС понадобился час, чтобы открыть двери лифта и вынести ребёнка. В КСК сказали, что несчастный случай произошёл из-за несоблюдения техники безопасности погибшей: и лифт не сорвался, и трос был цел. В областном центре СКО ребёнок, шагнув в открывшиеся двери лифта, упал вниз с шестого этажа, так как кабины там не было. Мальчик остался жив, но сильно покалечился.

Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана собрала журналистов в Алматы и сообщила, что всему виной недобросовестные сервисные лифтовые компании. Они возникли на рынке, воспользовавшись отсутствием регламентирующей нормативно-технической базы в данной сфере, и работали по своим "удобным правилам" без какой-либо ответственности.

Доходило до нелепостей. Ержан Игибаев, возглавляющий ОЮЛ "Национальная ассоциация лифтовиков Казахстана", рассказал, как однажды лично стал свидетелем тому, что на вызов к неисправному подъёмнику явился человек, который даже внешне не вызывал доверия.

"Он был одет в спортивное трико, а не спецодежду, без свидетельства монтажника, и вообще не знал, как открыть шахту лифта", – посетовал эксперт.

В другой раз, по его словам, проблема и вовсе была глобального масштаба. Компания, выигравшая тендер по обслуживанию лифтов, находилась в другом городе. А в том населённом пункте, где обещала оказывать свои услуги по технической поддержке, ремонту и прочие хлопоты, не имела даже филиала.

И вот буквально вчера лёд тронулся. 25 декабря увидел свет новый национальный стандарт, подписанный Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК.

"Настоящий стандарт направлен на обеспечение безопасности в период монтажа и эксплуатации лифтов, эскалаторов, траволаторов и подъёмников для лиц с ограниченными возможностями. В нём прописаны чёткие требования к сервисным, монтажным лифтовым организациям, а также к поставщикам лифтового оборудования, квалификационные требования к специалистам этих компаний", – пояснил Ержан Игибаев.

Однако быть начеку придётся не только экспертам отрасли, но и потребителям их услуг. Зачастую собственники зданий и КСК при заключении договоров на обслуживание лифтов с сервисными компаниями бывают недостаточно бдительны. При выборе сервисных компаний не проверяют их техническую базу, квалификацию специалистов, профессиональные технические допуски, а также выполнение ими требований основного нормативного документа по лифтам – Технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" от 18.10.2011 г. № 824".

"По инструкции, состояние и исправность лифтов раз в месяц проверяет мастер и проводит техническое обслуживание. А раз в год проводится полное техническое освидетельствование оборудования. Игнорирование некоторыми недобросовестными сервисными компаниями данных технических нормативов и приводит к аварийным ситуациям", – констатировал президент Ассоциации лифтовиков. При этом Игибаев заметил, что лифт сам по себе – безопасное устройство, но только если его своевременно обслуживать и правильно эксплуатировать.

Вновь принятый стандарт направлен прежде всего на обеспечение безопасности людей, пользующихся лифтами.

"В нём прописано, какие лифты должны завозиться на территорию РК, каким количеством квалифицированного персонала должны обладать сервисные компании, с какой периодичностью проводится осмотр и освидетельствование лифтового оборудования", – перечислил эксперт в области эксплуатации подъёмных механизмов Роман Нурмагамадов.

Он также поведал, что профессиональная ассоциация тщательно проанализировала текущую ситуацию в лифтовой отрасли страны и обнаружила внушительный ряд проблем, которые требуется устранить. Это ветхие лифты, которые необходимо либо модернизировать, либо утилизировать. И это недобросовестные индивидуальные предприниматели или ТОО, которые работают на рынке лифтов, не имея об оном ни должного, а подчас и малейшего понятия.

"До февраля 2020 года, когда все лифты, не соответствующие требованиям технического регламента, должны быть остановлены, осталось меньше двух лет", – напомнил Нурмагамадов.

А председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская считает, что принятие новых стандартов – это всего лишь первый шаг. Она уверена, что по-настоящему сдвинет ситуацию с критической точки мера наказания – не штрафом, а административной ответственностью.

Светлана Шестернёва, Алматы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться