ЛРТ в Алматы: перерастет ли город транспортный коллапс

1112

В мегаполисе наметились первые официальные сроки запуска проекта легкорельсового транспорта (ЛРТ), который обсуждают уже более десяти лет.  

ЛРТ в Алматы: перерастет ли город транспортный коллапс Фото: акимат Алматы

Согласно информации пресс-службы акима города, строительство первой линии ЛРТ планируется начать в 2026 году, а завершить — к 2028-му. Сейчас продолжается разработка технико-экономического обоснования (ТЭО), которое должно быть готово до конца 2025 года. Корреспондент inbusiness.kz узнал у урбанистов, насколько этот маршрут актуален, хватит ли одной линии и что мешает городу начать проект уже сейчас.

Пробки в Алматы: статистика и причины

По данным аналитиков Sergek ITS, ежедневно по улицам Алматы передвигается более миллиона автомобилей, из которых свыше 636 тыс. составляют городской автопарк, а от 407 до 580 тыс. — транспорт с иногородней регистрацией. В часы пик город погружается в километровые заторы, особенно на ключевых магистралях, таких как проспекты Абая, Сейфуллина, Назарбаева и Райымбека.

С 2022 по 2024 год средняя скорость движения на дорогах мегаполиса утром снизилась на 8,5%, вечером — на 9,5%. При этом количество уникального транспорта, проезжающего по этим улицам, выросло на 32%.

Как ЛРТ может повлиять на ситуацию

Как сообщают в акимате, первая линия ЛРТ соединит четыре ключевые точки города: транспортно-пересадочный узел (ТПУ) “Запад” в районе “Барлык”, индустриальную зону в Алатауском районе (где разместят депо), вокзал “Алматы-2” и ТПУ “Восточный” на Кульджинском тракте. Трамвай пройдет по основным улицам: Толе би, Момышулы и проспекту Райымбека. При этом конкретная стоимость проекта и источники финансирования пока не определены — они зависят от утверждения ТЭО. Интеграция с действующими маршрутами BRT, автобусами и вокзалами также прорабатывается в рамках технико-экономического обоснования.

Согласно мастер-плану транспортного каркаса города до 2030 года, долю поездок на общественном транспорте планируется увеличить на 64%, то есть до 2,3 млн к 2030 году.

“Проект нужный, но пока нет движения”

Архитектор-урбанист, член градостроительного совета Алматы Владислав Филатов положительно оценивает идею запуска ЛРТ в городе. По его мнению, этот проект даже приоритетнее развития метро, поскольку строительство современного трамвая значительно быстрее и дешевле, чем подземного транспорта. Филатов отмечает, что за то время, пока в Алматы возводится одна ветка метро, можно было бы восстановить старую трамвайную сеть и создать новые маршруты, охватывающие даже самые удаленные районы города.

“Остается не так уж много времени. Строительство трамвайных маршрутов, действительно, довольно быстрое, по сравнению с ранее упомянутым метро. Но в таком случае нужна твердая воля в принятии решений и четкая определенность, чтобы успеть к назначенному сроку”, - считает урбанист.

Говоря о маршруте первой очереди ЛРТ, который включает улицы Толе би, Момышулы и проспект Райымбека, Владислав Филатов отметил, что такой вариант в качестве начального отрезка вполне оправдан. По его словам, вдоль продольной оси города наблюдается устойчиво высокий спрос на поездки, независимо от вида транспорта. В этом контексте трамвай станет эффективным решением — он способен перевозить большое количество пассажиров, минуя заторы и обеспечивая стабильное движение.

“Что касается целесообразности запуска ЛРТ на фоне уже развивающейся системы BRT, то, любой город со временем перерастает свои транспортные решения. Чтобы легкорельсовый транспорт стал действительно устойчивым и эффективным элементом городской системы, необходима не одна линия, а полноценная сеть маршрутов”, - сказал эксперт.

Он отметил, что BRT — это экономичный вариант, не требующий масштабных вложений, однако у него есть ограничение по провозной способности. Современный трамвай способен перевозить гораздо больше пассажиров. Кроме того, во многих городах мира существует практика, когда изначально запущенные автобусные коридоры (BRT) при росте потока трансформируются в полноценные линии ЛРТ.

“Город всегда будет перерастать свои транспортные проекты. Чтобы сделать современный трамвай успешным и устойчивых решением, нам нужна сеть маршрутов, а не отдельные направления. BRT это способ сэкономить, поскольку не требует больших вложений, но он не имеет столь же большую провозную способность, которую имеет современный трамвай. Существует в мире практика, при которой BRT со временем переделывают в ЛРТ при повышении количества поездок”, - сказал урбанист.

На данном этапе, по мнению Владислава Филатова, серьезных рисков в реализации проекта ЛРТ нет. Он считает, что преимущества легкорельсового транспорта значительно перевешивают возможные сложности. Ожидается, что после запуска системы новый трамвай станет востребованным у горожан, что в перспективе приведет к необходимости расширения подвижного состава.

Он также подчеркнул, что алматинский ЛРТ будет идти по земле, а не по эстакадам, как, например, в случае с проектом в Астане. Поэтому цели его строительства — более реалистичны и прагматичны, и не представляют собой “завышенных ожиданий”. Кроме того, новая линия частично разгрузит действующее метро.

ЛРТ в Алматы — не “астанинский” проект

Эксперт Общественного фонда Urban Forum Kazakhstan Диас Маратулы считает проект ЛРТ в Алматы крайне необходимым и давно назревшим. Особенно, при нынешнем уровне автомобилизации, загрязнения воздуха и перегруженности улиц без полноценной системы скоростного трамвая Алматы рискует окончательно встать в пробках. По мнению эксперта, легкорельсовый транспорт обладает рядом очевидных преимуществ: по уровню комфорта и скорости он приближается к метро, при этом требует значительно меньших затрат на строительство и эксплуатацию. ЛРТ оснащен более вместительными вагонами, он едет по выделенной полосе и не застревает в пробках — это значит, что он может перевозить больше людей быстрее и комфортнее.

“Но, при этом по сравнению с метро, строительство ЛРТ гораздо бюджетней, и больше подходит для таких городов, как Алматы. Например, у государства нет столько денег, чтобы покрыть даже необходимые районы Алматы метро. Обслуживать метро при не сильно большом городе тоже проблематично. Поэтому, для городов с плотностью населения, как в Алматы, ЛРТ является оптимальным решением. Было бы правильно сейчас начать работу не только с линии по Толе би, но и сразу реализовывать 2-3 очереди. Без этого мы не решим наши транспортные проблемы. ЛРТ - это лучший вариант, который поможет решить транспортные проблемы Алматы за разумные деньги и сроки. Он обладает достаточной проводной способностью, чтобы удовлетворять запросы города”, - отметил Диас Маратулы.

Как считает эксперт, заявленный срок запуска ЛРТ в 2028 году вполне реалистичным — по его словам, аналогичные проекты в других городах реализуются за 2–3 года.

Он также отмечает, что предложенный маршрут, где акимат намеревается прокладывать ЛРТ, актуален для города. Запад Алматы — это в основном спальные районы, а центральная часть города сконцентрирована вокруг деловых и учебных учреждений, что формирует выраженную маятниковую миграцию. Утром горожане едут в центр, вечером возвращаются домой, и существующий транспорт не справляется с пассажиропотоком. Улица Толе би, по его мнению, логично выбрана в качестве основной оси первой очереди ЛРТ, поскольку она соединяет ключевые точки города и уже сейчас перегружена.

“Несколько лет назад мы проводили исследование, и выяснилось, что в Алатауском районе — там, где планируется строительство депо и где изначально должна была проходить линия ЛРТ, — более половины жителей, приобретавших недвижимость, рассчитывали на появление трамвайной линии. Это наглядно показывает, насколько горожане ожидают и нуждаются в таком транспорте. Вторая линия ЛРТ, которая бы связывала Орбиту и в целом Бостандыкский район, то есть верхнюю часть города с центральной, тоже очень востребованный маршрут. Но в целом все маршруты запланированный внутри города очень востребованные и спрос на них будет. Важно отметить, что протяженность этих линий будет даже больше, чем у линии метро”, - добавил он.

По словам Диаса Маратулы, сравнивать проект ЛРТ в Алматы с аналогичным в Астане некорректно — это принципиально разные по замыслу и функционалу инициативы.

“В столице ЛРТ изначально задумывался как туристический маршрут, проложенный по эстакадам через малонаселенные районы. В Алматы же речь идет о наземной трамвайной линии, которая должна обслуживать густонаселенные жилые массивы и деловую часть города. Алматинский ЛРТ ближе по концепции к старому городскому трамваю, который ранее ходил по улице Толе би, но теперь он будет современным, скоростным, бесшумным и гораздо более вместительным”, - поделился мнением эксперт.

Читайте по теме:

Нарушения при закупках и увольнения сотрудников: что происходит в алматинском метро

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться