Половина магазинов у дома закроются к 2023 году

155193

Причиной послужат постоянные нововведения в налоговой политике и "эксперименты" над малым бизнесом – предприниматели.

Половина магазинов у дома закроются к 2023 году

Что станет с магазинами у дома после введения в действие нормы о снижении порога для постановки на учет по НДС, может ли программа ТИС стать этому реальной альтернативой, какие реквизиты должны содержаться в контрольном чеке и что делать с недочетами разработчиков СНТ – сопроводительной накладной на товар? Эти вопросы стали особенно важными для владельцев магазинов у дома к концу года, передает inbusiness.kz.

"Это не уровень департамента"

Предприниматели сами инициировали встречу с представителями департамента государственных доходов по ВКО. Во главе угла, конечно же, стоял вопрос, связанный с понижением порога для постановки на учет по НДС с 30 тыс. МРП до 20 тыс. Это означает, что все предприниматели, у которых годовой оборот достиг этого показателя, станут плательщиками НДС. Такое обстоятельство повлечет за собой увеличение расходов, необходимость нанимать бухгалтеров в небольшой магазин, переход многих представителей этой сферы бизнеса с упрощенного режима на общеустановленный. Но самая плохая новость заключается в том, что в связи со снижением порога по НДС в магазинах у дома цены на продукты питания подскочат уже с нового года. Предприниматели утверждают, что рост произойдет до 40% – уж слишком у них стали большими расходы. Конечно, не все магазины у дома выдержат такую нагрузку, и к 2023 году закроется половина из них, заявил руководитель по ВКО Ассоциации торговых предприятий Владимир Бердник.

"Мы набрали кредитов, думали, у нас есть будущее. А нам НДС понизили. Не знаем, как рассчитываться. Я свой магазин поставила на продажу, но у меня его пока никто не хочет покупать. Но, даже продав его, не погашу свои долги", – посетовала Светлана Пинн.

Но в ДГД по ВКО им парировали, что решение этих вопросов – не уровень департамента или даже комитета госдоходов. Налоговую политику формирует совсем другое ведомство – министерство национальной экономики.

Руководитель управления разъяснительной работы ДГД по ВКО Надежда Дроздова объяснила предпринимателям, что в начале года "их услышали" по поводу СНТ. Сейчас магазины у дома в сопроводительной накладной на товар оформляют только алкоголь и табачные изделия. Но вопрос с понижением порога НДС совсем другого порядка, говорит она. Эта норма вообще-то была принята несколько лет назад, ее введение в действие постоянно отодвигалось, и теперь нет оснований, чтобы сделать это еще раз, считают налоговики.

"Сырая" программа

Главный специалист управления разъяснительной работы ДГД по ВКО Гульмира Сабралимова добавила, что понижение порога для постановки на учет по НДС необходимо для принципа справедливости.

"У нас есть плательщики НДС, которые приобретают товары, они при этом платят налог на добавленную стоимость со своего оборота, поэтому надо было вводить поэтапное понижение порога по НДС", – убеждала она предпринимателей.

Но для магазинов у дома есть альтернатива, напомнила она. Это специальный налоговый режим (СНР) розничного налога и программа ТИС. Правда, она тут же сама себя дезавуировала, сообщив, что СНР розничного налога для магазинов у дома не подходит. Остается ТИС. Предприниматели назвали эту программу сырой, непроработанной, но Гульмира Сабралимова попросила привести тому конкретные примеры. На встречу с владельцами магазинов у дома налоговики пригласили и разработчиков программы для ее презентации бизнесу. Но в итоге демонстрация видеоролика не запустилась, там что-то "зависло".

Как отметили предприниматели, программа ТИС постоянно зависает и во время обслуживания покупателей. Правда, в Усть-Каменогорске владельцы магазинов у дома с программой пока не работают, но в Алматы уже успели отметить ее недостатки.

"Если вы не начали работать с ТИС, то зачем говорите, что это сырая программа? Предприниматели, с которыми я беседовала, говорят, что, в принципе, нормально, работать можно, да, есть недоработки. А сейчас еще проходит интеграция программы с 1С", – добавила Гульмира Сабралимова.

Но предприниматели зашумели: почему бы сначала не доработать ТИС, а потом уже экспериментировать на бизнесе?

"Мы с вами работаем с начала года. Начали с СНТ, потом по маркировке молочной продукции. Нас заставили с 1 января подключаться к СНТ. А оказалось, это все сырое. По маркировке – то же самое. Всем говорили: "Покупайте, прошивайте кассовые аппараты". Многие накупили эти сканеры, оказалось, это все не нужно. Мы просим – донесите до минфина, чтобы это все доработали нормально, а потом предпринимателям дали дотации. Мы вас об этом просим. А не так, что "вы купите, а мы потом доработаем", – возмутился Владимир Бердник.

По его словам, в больших супермаркетах – миллиардные вложения, есть дотации от государства, а магазины у дома вынуждены справляться с проблемами своими силами. Но они так долго не протянут, и сотни людей останутся без работы. Предприниматели резюмировали, что все их достижения по СНТ нивелируются, потому что, встав на учет как плательщики НДС, они должны будут заполнять и сопроводительную накладную на товар, и ЭСФ.

Они попросили представителей ДГД по ВКО озвучить их проблемы "наверху", но налоговики посоветовали это сделать им самим, добавив, что те ведут бизнес под свои риск и ответственность.

В числе вопросов, волнующих предпринимателей, был и такой – какую информацию о товаре необходимо отражать в кассовом чеке, чтобы не попасть на штрафы налоговых служб? В законодательстве указываются требования, что нужно отражать наименование товара. Но тут возникли вопросы – а что именно считать наименованием? Как отметили владельцы магазинов у дома, они разбили продукты питания на восемь групп. К примеру, "молочная продукция", "кондитерские изделия", "мясные изделия". Да, в чеках супермаркетов указано полное наименование продукта, но технические возможности контрольно-кассовых машин магазинов у дома совсем другие, объясняют они.

Но налоговые службы успокоили мелких предпринимателей, официально заявив, что для них достаточно указывать в чеках наименования однородных товаров.

"Если, к примеру, у вас конфеты шоколадные "Мишка на Севере" и "Мишка косолапый", то вам достаточно в чеке выбить "конфеты". Если продаете "Шадринское" или "Петропавловское" молоко, то это "молочная продукция", – объяснила Надежда Дроздова.

Много времени на подтверждение

Также предприниматели жаловались на то, что хотя они и отмечают в СНТ только алкогольную продукцию и табачные изделия, но им в эту электронную накладную попадают и товары по перечню изъятия. Из этого огромного списка выбирать для подтверждения только подакцизную продукцию им неудобно, тратится много времени.

"Сейчас это пилотный проект, штрафов за него нет, но это закончится в дальнейшем, – говорит Светлана Пинн. – Мы можем запутаться в накладных, которые требуют подтверждения и не требуют. Мы можем что-то пропустить, и нам начислят штрафы. Вот за что переживаем".

По словам Владимира Бердника, в этом вопросе есть недоработки айтишников.

"Мы на уровне департамента вас поддерживаем, но мы на нашем уровне проблему не решим. Мы должны будем обратиться к разработчикам. У меня встречный вопрос, а если по желанию будете подтверждать весь список СНТ? Это тоже неудобно?" – спросила предпринимателей Надежда Дроздова.

Получив ответ, что это очень неудобно для мелких предпринимателей, в ДГД по ВКО пообещали адресовать решение этой проблемы в комитет госдоходов.

К слову, этот год выдался очень непростым для владельцев магазинов у дома по всей стране. Они не раз проводили флешмобы, чтобы обратить внимание властей и общественности на свои проблемы. Они просили отменить выписку ЭСФ и СНТ, остановить введение маркировки на молочную продукцию (к слову, позднее правительство отказалось от этой идеи) и не уменьшать порог по НДС. В соцсетях и мессенджерах они рассылают фото и видео, на которых владельцы и продавцы небольших магазинов выдвигают свои требования прямо на рабочих местах.

Ольга Ушакова
Фото автора и владельцев магазинов у дома

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться