Спустя три дня "Бек Эйр" озвучила свою версию трагедии

Самолет разбился, попав в спутный след.

Спустя три дня "Бек Эйр" озвучила свою версию трагедии Фото: Максим Морозов

Спустя три дня после трагедии, унесшей жизни 12 человек, в том числе капитана авиалайнера Марата Муратбаева, компания "Бек Эйр" дала первую пресс-конференцию по факту авиакатастрофы. Главные заявления руководства авиакомпании – в материале inbusiness.kz.

Про шок от трагедии

"Я бы хотел выразить соболезнования всем семьям погибших. К сожалению, произошла трагедия, которая унесла жизни людей", – начал пресс-конференцию глава компании Нурлан Жумасултанов и предложил минутой молчания почтить память погибших.

Как сказал Жумасултанов, компания три дня хранила молчание из-за сильного шока:

"Нас не было в эфире, потому что мы были в шоке от произошедшего не менее, чем все, а может, даже больше", – сказал глава авиаперевозчика.

Впрочем, параллельно в компании собирали информацию и думали над тем, что могло стать причиной трагедии.

Про причину авиакатастрофы

Представители авиакомпании предполагают, что причиной крушения воздушного судна, выполнявшего рейс из Алматы в Нур-Султан, могли стать воздушные вихри от самолета более большого и тяжелого Airbus A321, взлетевшего минутой ранее.

Директор летной службы авиакомпании "Бек Эйр" Ерик Сапаров, рассказал журналистам, что попадание в так называемый спутный след привело к болтанке, потере управления и катастрофе.

"Одна из причин трагедии, которую мы хотим озвучить, – это попадание в спутный след от более тяжелого самолета", – заявил Сапаров.

Попадание в спутный след – это очень опасное явление, еще и потому, что обычно бывает неожиданным для пилота и воспринимается им как внезапный отказ системы управления. Самым опасным попадание в спутный след обычно бывает при взлете и посадке.

Представители компании настаивают на том, что никаких других причин, отчего самолет могло бы так качать, не было, метеоусловия в момент взлета авиалайнера были благоприятными: ветер – 140 метров в секунду, видимость – 1000 метров, температура – 12 градусов по Цельсию.

Про состояние самолета

На пресс-конференции журналистов заверили, что техническое состояние лайнера было хорошим. За 23 года эксплуатации самолет налетал чуть больше половины своего ресурса. Кроме того, перед вылетом борт прошел все необходимые обследования. Последний свой полет разбившийся Fokker-100 выполнил 25 декабря, вернувшись из Атырау, после чего два дня находился на техосмотре. Специалисты никаких неисправностей и отклонений в работе самолета не обнаружили.

"Обычно, если есть какие-то жалобы от пассажиров, что холодно или жарко на борту, инженерные службы все проверяют. И если обнаруживают поломку, то эту деталь меняют", – рассказал Жумасултанов. По его словам, запасные детали в течение 24 часов предоставляет компания Fokker.

Кроме того, по словам Жумасултанова, самолет Fokker-100 очень надежный, и катастрофа это доказала, хотя бы тот факт, что не было разлива топлива.

"Самолет Fokker-100 спроектирован таким образом, что выдерживает сильную перегрузку, – сказал Жумасултанов. – (…) Если бы борт не столкнулся с капитальным строением в виде жилого дома, то и жертв можно было бы избежать. Самолет – это не танк".

По словам главы авиакомпании, для нормальной работы достаточно три-четыре самолета, но у "Бек Эйр" их 10, то есть самолеты не постоянно в работе, а имеют время регулярно проходить техническое освидетельствование. Налет воздушных судов составляет не более 1000 часов в год.

Про международный сертификат

Что же касается аудита IOSA (IATA Operational Safety Audit) и получения сертификата соответствия стандартам эксплуатационной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, то в этом отношении "Бек Эйр" остается непреклонной – сертификат неправительственной организации им не нужен.

"Мы проходим сертификацию, которую нам предъявляют авиационные власти Казахстана. Международную сертификацию мы не проходили", – сказал Жумасултанов.

Представители компании настаивают на том, что сертификат IOSA, который навязывает IATA, им не нужен. "Бек Эйр" не отказывалась от сертификата государственного образца, но не видит смысла в международном свидетельстве.

"Мы не хотим ложиться под IATA", – сказал Жумасултанов.

Про финансовые проблемы авиаперевозчика

По словам Жумасултанова, новость о тяжелом финансовом состоянии авиаперевозчика не соответствует действительности. У "Бек Эйр" нет никаких финансовых проблем, и налоги все платятся вовремя и в полном объеме.

Как могут быть финансовые проблемы, если в 2019 году нами было приобретено два воздушных судна? Спросите у сотрудников, были ли задержки по заработной плате, – сказал Жумасултанов и добавил, что у компании было два пути – опустить руки и прекратить свое существование или бороться и доказать свою правоту, свою эффективность и продолжить дальше работать: – Мы выбрали второй путь".

Катерина Клеменкова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться