В России снова найден универсальный ответ на структурные проблемы экономики, демографии и качества институтов. Ответ, как водится, материальный – из дерева. Причем не в привычном формате дачного домика, а в виде многоэтажных конструкций, передает inbusiness.kz.
Высотки из бетона, кирпича и стекла успели обзавестись говорящими прозвищами – "человейники". Теперь же на горизонте замаячил новый архитектурный зверь. Будущие деревянные многоэтажки российские блогеры уже окрестили "скворечниками-тучерезами", тонко намекая сразу на все: и на тесноту, и на высоту, и на специфический "птичий" быт, предполагаемый на нескольких десятках квадратных метров, заботливо подвешенных над землей.
В modern barracks загонят политиков
Для массовой "деревянизации" сознания ЛОМ предстоит стать подопытными хомячками в этом "экологическом" аттракционе, хотя верится в это с трудом. Президент торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин в разговоре с "Известиями" сказал, что у населения есть очень серьезный стереотип – когда говорят про деревянный многоэтажный дом, в представлении сразу возникают пугающие бараки. Поэтому он предлагает переселить туда звезд и политиков.
"На мой взгляд, в первую очередь будут строить многоэтажные деревянные офисные здания, и только после того, как люди поработают в деревянных офисах, начнется активное развитие деревянного жилого многоэтажного строительства. А как только у нас появятся новые крупные объекты, в которых будут жить лидеры общественного мнения – артисты, политики, еще кто-то, резко начнется информирование населения", – сказал Катырин.
Логика железная: как только народ увидит депутата, карабкающегося на 12-й этаж по скрипучей сосновой лестнице, так сразу и выстроится в очередь за ипотекой. Но эксперты, как водится, портят веселье. Основатель Российской гильдии риелторов Константин Апрелев в беседе с "Москвой 24" аккуратно напомнил: перспектива появления в РФ деревянных многоэтажек даже скромной высотой в 9-12 этажей упирается в целый комплекс проблем. Причем таких, которые ставят под сомнение не только массовость, но и широкое потребительское признание, то бишь народную любовь.
Ключевой вызов, по словам Апрелева, – это обеспечение комплексного технологического контроля на всех этапах. Контроль всего: от производства специальных материалов до отделки и инженерных систем, которые должны учитывать иной, нежели у бетона и кирпича, коэффициент термического расширения дерева. И, разумеется, нужен строгий контроль на каждой отдельно взятой стройплощадке – без исключений и творческого подхода.
А вот тут, как заметил эксперт, начинаются сложности. Проблема качества в строительстве в РФ давно приобрела массовый характер. А уж новая, неотработанная технология – это вообще отдельный пласт проблем. Ведь дерево расширяется, сохнет. Российская система контроля качества, которая не всегда справляется даже с маркой цемента, внезапно станет идеальной при работе с клееным брусом?
"Проблема контроля качества, которая массово возникает в отечественном строительстве, делает этот этап крайне сложным. Даже с традиционными материалами, как цемент, бывают сложности с соблюдением марок прочности, что уж говорить о новой, неотработанной технологии дерева", – добавил эксперт.
Кроме того, дерево, как известно, любит гореть от любой искры (бушующие каждый год лесные пожары не дадут соврать). Чтобы оно этого не делало, его придется щедро пропитывать спецсоставами. Будут ли жильцы через десять лет светиться в темноте от этой химии или лечить экзотические болезни – вопрос риторический. Публичных ответов нет, есть только вера в светлое "экологичное" будущее.
"Являются ли эти составы экологически безопасными для долгосрочного проживания? Не вызовут ли они разные заболевания? Пока публичных и авторитетных ответов на этот вопрос нет. Все заявления об экологичности и дешевизне таких домов остаются на уровне теории", – говорит глава Гильдии риелторов РФ Апрелев.
Красна изба этажами, а казна — опилками...
Цинизм ситуации зашкаливает: государство решило, что раз "кругляк" вывозить за границу стало сложнее, значит, нужно скормить его собственному населению под соусом инноваций. Тут регуляторы демонстрируют редкую решительность и гибкость. МЧС РФ снимает ограничения по этажности для домов из клееных деревянных панелей, минстрой уже дал добро. Раньше в целях безопасности спасатели на это разрешение не давали. Безопасность, видимо, окончательно сползла в кювет. Теперь в тренде другое.
"Деревянные дома не дают усадки, имеют хорошую звукоизоляцию, зимой в них тепло, а жарким летом прохладно. А если случится пожар, восстановить строение будет несложно и недорого. Россияне начали чаще строить индивидуальные дома из готовых деревянных комплектов, следующий шаг – массовое строительство социальных, туристических объектов и даже высотных зданий. Разрешительная документация для этого уже на выходе", – сообщает российская "Парламентская газета".
По ее данным, большинство россиян, согласно опросам, хотели бы жить в частном доме, а рынок индивидуального жилстроительства (ИЖС) старается соответствовать спросу. Из 107 миллионов построенных в 2025 году "квадратов" на ИЖС пришлось две трети. Уже 27% из всех новых домов в России – деревянные! С учетом лесных богатств страны, как справедливо замечают эксперты, цифра могла бы быть и выше.
Возвращение в условные средние века идет ударными темпами. С 2021 года общая площадь деревянных домов выросла с 10 млн до 17 млн кв. м – сразу на 60%. В отрасли работают 129 производственных предприятий. Цены при этом почти не отличаются от домов из газобетона или кирпича, сообщил зампред комитета Совфеда по региональной политике Александр Высокинский на круглом столе 22 января.
Государство включило режим всесторонней поддержки. Производителям и покупателям предоставляются различные меры стимулирования, разрешено использование деревянных домокомплектов при расселении из аварийного жилья, а с 1 марта 2025-го возможно использовать типовые проекты из деревянных конструкций при строительстве, перечислил сенатор. Нормативная база активно пишется, правки вносятся, согласования идут.
Эксперты подтверждают: отныне деревянным многоэтажкам препятствий больше нет. Пиар идет по всем федеральным каналам, где подробно объясняют, почему деревянный дом – это почти мечта.
"Собранные из многослойных клееных деревянных панелей, они не гниют и не дают усадки, внутри – хорошая звукоизоляция, а стены не продувает. Строить или даже собирать такие конструкторы можно круглый год, трехэтажку по типовой технологии можно соорудить за три недели", – рассказала гендиректор стройфирмы Ольга Иванова.
Почему же тогда вся страна до сих пор не живет в них? По мнению Ивановой, проблема в голове россиян. Надо активнее маркетить, популяризировать и агитировать. Кирпич и бетон по-прежнему кажутся людям надежнее. К тому же в российских строительных вузах все еще делают упор на железо и бетон, посетовала предприниматель.
В минстрое давно разработали и утвердили актуальные своды правил для деревянного строительства, рассказал замдиректора департамента градостроительной деятельности ведомства Александр Степанов. Причем разрешили возводить даже многоэтажки – примеры массовой застройки трехэтажными домами уже есть. Даже если в таком доме случится пожар – не беда: пострадавшие части можно будет потом выпилить и заменить, объяснил Степанов "Парламентской газете". Настоящий конструктор Lego для выживших.
А что мешает повсеместно заказывать такие проекты для муниципального жилья? По словам представителя минстроя, практически ничего. Нужно лишь прямое указание при формировании задания на архитектурно-строительное проектирование.
Ложку дегтя подлил директор по работе с госорганами Ассоциации деревянного домостроения Вадим Фидаров, который напомнил: до сих пор в РФ нет научно обоснованных и доказанных норм по оценке долговечности, ремонтопригодности и остаточного ресурса деревянных домов. По его словам, это мешает властям на местах делать выбор в пользу сборных домов. Но его слова звучат как глас вопиющего в пустыне – на фоне общего энтузиазма.
Поддержка, конечно, щедрая. Покупателям домокомплектов предоставляется субсидия до 20%, или 800 тыс. руб., которую получат, когда дом будет введен и принят, проинформировал замдиректора департамента легкой промышленности минпромторга Дмитрий Гусев.
С аварийного – в современное прошлое
Россиянам предлагают вверх – но не вперед. Даже жителей аварийного жилья могут переселить в избы и другие деревянные дома. Для этого к 2028 году в эти "избы-небоскребы" планируют закатать 27 миллионов квадратных метров. К тому же применение конструкций заводской сборки на основе деревянного каркаса предлагается включить в программы развития опорных населенных пунктов, определенных "Стратегией пространственного развития РФ".
Но есть нюанс: даже деревянные дома стремительно дорожают. Деревянное жилищное строительство, как и каменное, в прошлом году выросло в цене аж на 10-15%. По данным сайта Дом.рф, средний бюджет строительства дома площадью 120 м2 из дерева начинается от 11 млн рублей (около 72 млн тенге). Это всего на миллион-два дешевле дома из газобетона или кирпича (от 12-15 млн руб.). То есть за сомнительное удовольствие жить в пожароопасной "вертикальной деревне" россиянам придется платить почти столько же, сколько за нормальное жилье.
Впрочем, развитие отрасли тормозит целый ряд других, не только финансово-экономических вопросов, говорит вице-спикер палаты регионов и глава сенаторского совета по развитию лесного комплекса Юрий Воробьев. Есть вопросы и к уже принятым документам – например, к закону об эскроу-счетах при строительстве ИЖС, который вступил в силу в марте 2025 года. Применение документа на практике "требует внимательного наблюдения со стороны законодателей".
Поэтому сенаторы вежливо, но настойчиво просят минстрой подумать, как ускорить процесс. Людей из аварийного и ветхого жилья нужно куда-то переселять. Желательно – быстро. Президент поставил задачу. А из чего будут сделаны новые дома – вопрос, как показывает практика, вторичный. Главное, чтобы они стояли. Хотя бы какое-то время.
На выходе формируется знакомая конструкция: государство активно продвигает новый тип строительства, потому что это удобно политике; населению объясняют, что это прогресс; эксперты осторожно указывают на риски; а реальные проблемы – качество, контроль, долговечность, ответственность – предлагается обсудить потом, по мере эксплуатации.
История, в общем, не про дерево. И даже не про этажность. Она про то, что снова делают ставку на материал, технологию и PR, надеясь, что они заменят доверие, конкуренцию, безопасность и долгосрочную ответственность. Как показывает опыт, такие конструкции, независимо от того, из чего они сделаны, обычно оказываются не слишком устойчивыми.
Читайте по теме:
В РК определили условия строительства "под ключ"