Руслан Бекетаев: "Компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках"

18377

Вице-министр финансов разъяснил идеологию нововведений законодательства о госзакупках.

Руслан Бекетаев: "Компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках"

С 1 января 2019 года в Казахстане действует обновлённое законодательство о государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора. В конце прошлого года глава государства одобрил соответствующие изменения и дополнения. Упростить процедуру участия, повысить квалификацию потенциальных поставщиков (недавно открывшиеся ИП и опытные поставщики не должны стоять в одном ряду) – и вот, на что в целом направлены поправки.

Идеология, к которой пришли разработчики

"Закон, в принципе, получился сбалансированным, все основные интересы государства, бизнеса и общества в целом учтены, – дал характеристику вице-министр финансов Руслан Бекетаев. – Мы постарались сделать закон с учётом всех мнений, но, конечно, и с учётом позиции Министерства финансов, касающейся необходимости отвечать жёстким требованиям".

В качестве важного обновления закона вице-министр финансов в первую очередь отметил введение понятия "финансовая устойчивость".

"Не секрет, и многие с этим сталкивались, что в закупках выигрывали компании, которые не представляли собой ничего, по крайней мере, на момент реализации проекта. Поэтому мы решили придерживаться такой идеологии: компания должна наработать определённый опыт, а потом уже участвовать в государственных закупках. Для этого мы как раз дали 50-процентную возможность отдавать на субподряд", – сказал Руслан Бекетаев.

Пороговую сумму увеличили

Директор Департамента государственных закупок Министерства финансов Сабит Ахметов рассказал, что нововведения законодательства можно условно разделить на три блока.

Первый – поправки, направленные на упрощение процедур госзакупок.

"Законодательство о госзакупках у нас очень регламентировано, что обусловлено тем, что эта сфера наиболее подвержена коррупционным рискам", – сказал он.

В качестве решения проблем было утверждено увеличение пороговой суммы закупок из одного источника по работам и услугам со 100 МРП до 500 МРП (один месячный расчётный показатель с 1 января 2019 года составляет 2525 тенге. – Ред.).

"С одной стороны, мы упрощаем закупки для таких небольших объёмов, но в то же время ужесточаем требование по крупным закупкам", – прокомментировал Сабит Ахметов.

В рамках введения четвёртого уровня бюджета (с 1 января 2018 года внедрён самостоятельный бюджет местного самоуправления – четвёртый уровень бюджета города районного значения, сельского округа, села, посёлка с численностью населения свыше 2000 человек. – Ред.) для сельских акиматов этот порог увеличивается до 3000 МРП на закуп работ, товаров и услуг. Норма будет действовать до 2021 года на период формирования навыков работников сельских акиматов по проведению госзакупок.

Квалифицированных участников станет больше

Вторая группа изменений – нормы, направленные на повышение квалификации потенциальных поставщиков.

Как пояснил Сабит Ахметов, с переходом на электронный формат у компаний появилась возможность, территориально находясь в одном регионе, подавать заявку на участие в госзакупках в другом регионе.

"Получилось, что на один конкурс у нас выходит 50-60 компаний. Зарубежные эксперты, которые делают обзор нашего законодательства, отмечают, что это ненормальное явление и недобросовестная конкуренция – когда в одном ряду стоят квалифицированные компании и индивидуальные предприниматели, которые буквально вчера открылись", – сказал он.

Обновлённый закон направлен на повышение квалификации потенциальных поставщиков.

Как будут бороться с "одним источником"

Третий блок – поправки, направленные на снижение доли закупок из одного источника.

"Корень зла находится в этом способе закупок", – говорит Сабит Ахметов.

Несостоявшиеся торги являлись основанием для осуществления закупки из одного источника, "теперь эта лазейка закрыта".

"Например, в торгах участвовали 10 компаний, из них девять отклоняют, одну допускают, и эта компания, как правило, была аффилированной, давала максимальную цену, не снижала стоимость. Состоявшейся считается закупка при двух и более допущенных участниках. Когда все другие участники отклонены, и остался один участник, то заключали договор с ним", – поясняет Сабит Ахметов.

Теперь же законом установлено, что если к торгам допущена одна компания или не допущен никто, то заказчик обязан провести повторную закупку – и так до тех пор, пока на конкурс не будет допущено две и более компании.

Для борьбы с другой проблемой – демпингом – определён порог, ниже которого нельзя предлагать цену. Например, для строительно-монтажных работ это 10% от суммы. В этой сфере – проведении строительно-монтажных работ – есть проблема некачественного исполнения договорных обязательств из-за того, что участники необоснованно снижают цены.

Жалобщики потеряют силу

В 2015 году со стороны участников госзакупок поступило только 2000 жалоб, по итогам 2018-го – свыше 16000. Законодательные нововведения исключат факты необоснованного обжалования, что связано с так называемым взаимным просмотром. Как пояснил Сабит Ахметов, если раньше были участники, которые подделывали документы, для того чтобы просмотреть информацию о других компаниях-участницах, то теперь информация станет доступной не в рамках протокола вскрытия, а на более поздних сроках.

Кроме того, законодательно введена норма, согласно которой жалобы третьих лиц теперь не смогут приостановить закупку. Третьи лица – это компании, которые неожиданно подавали жалобу, хотя сами в процессе закупки участия не принимали. Их целью было именно приостановить закупку. Теперь они не смогут действовать по такой схеме.

Участники смогут менять тариф

Также, как пояснил директор Департамента государственных закупок, для повышения квалификации участников государственных закупок предусмотрена такая норма, как платный доступ к порталу госзакупок.

"Мы даём доступ к порталу только тем, кто имеет реально намерение участвовать. Этим способом мы хотим бороться с так называемыми профессиональными жалобщиками. Они участвуют только ради того, чтобы сорвать закупку и получить незаконную выгоду от того, что подают жалобу", – говорит собеседник.

Тарифы размещены на портале госзакупок. Например, при сумме до 1 млн тенге стоимость "подписки" составляет 1 МРП, при сумме до 10 млн тенге – 10 МРП.

"Максимально – 308000 тенге. Плата будет взиматься раз в год. Если захочет перейти на другой тарифный план, то сможет это сделать, доплатив недостающую сумму", – отметил представитель госоргана.

Ещё одно нововведение – внесение обеспечения исполнения договора для поставщиков, участвующих в запросе ценового предложения.

"Этого раньше никогда не было", – комментирует собеседник. Теперь всем участникам закупок, которые участвуют в запросе ценового предложения, необходимо после заключения договора вносить обеспечение исполнения. В противном случае на одиннадцатый день участник автоматически оказывается в реестре недобросовестных участников.

Какие нарушения самые распространённые

Самое главное нарушение, по словам Сабита Ахметова, – необоснованное отклонение заявок, второе – неправильный расчёт условной скидки, третье – неправомерный допуск к участию.

"Распространённое нарушение – завышенные требования, или, как мы называем его, "заточка". Это когда техническая спецификация готовится под определённого потенциального поставщика", – говорит он.

Сабит Ахметов приводит цифру – примерно 30% госзакупок осуществляется с нарушениями. В конце декабря прошлого года, представляя проект закона по госзакупкам в сенате, министр финансов Алихан Смаилов говорил, что объём закупок в Казахстане составляет около 13 триллионов тенге, из них примерно 3,3 триллиона тенге – это госзакупки и три четверти – закупки квазигосударственного сектора и недропользователей.

На какой объём закупок нацелились в Алматы в 2019 году

Встреча, на которой выступали вице-министр финансов Руслан Бекетаев и директор Департамента государственных закупок Министерства финансов Сабит Ахметов, прошла в акимате Алматы 18 января. В южных регионах – Алматы, Туркестанской области и в частности в Шымкенте – велика доля госзакупок, в том числе за счёт сектора строительства.

Заместитель акима города Алматы Асель Жунусова поделилась цифрами, которые иллюстрируют рост экономии в Алматы за счёт перевода закупок в электронный формат. В 2016 году – восемь миллиардов тенге, в 2017 году – почти 14 миллиардов тенге.

Отметим, что в июле прошлого года, выступая на заседании правительства, на котором рассматривались вопросы цифровизации финансового сектора, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев говорил о том, что осуществление государственных закупок в электронном формате позволяет экономить бизнесу до 10 миллиардов тенге ежегодно (на почтовых и командировочных расходах), государству – более 200 миллиардов тенге.

Асель Жунусова привела и такие цифры: в 2018 году в Алматы было проведено 136000 закупок на общую сумму 396 миллиардов тенге – первое место по стране по количеству и объёму закупок. На 2019 год администраторами бюджетных программ, их подведомственными организациями – всего 597 организаций – предусмотрено проведение 58622 закупок на общую сумму 242 миллиарда тенге в городе Алматы.

Елена Тумашова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться