Скорую помощь "лихорадит"

Инна Мамонтова Инна Мамонтова
7725

Очередной раз скандал разразился в столичной городской станции скорой медицинской помощи.

Скорую помощь "лихорадит"

Недовольны фельдшеры, вынужденные в одиночку обслуживать вызовы, недовольны водители, чей кусок хлеба, по их словам, отдают наемной компании из Шымкента.

"Скорая помощь" в последнее время богата на события. Буквально весной этого года там бастовали водители, угрожая не выйти на работу. Их недовольство заключалось в чрезмерной загруженности – ездить, мол, ко всем пациентам они не успевают, машины старые и постоянно ломаются, а покупать запчасти приходится за свой счет.

Главврач Сапарбек Дюсенов согласился с плачевным состоянием автопарка, и в том, что он, действительно, нуждается в постоянном обновлении из-за круглосуточного режима работы. Для кардинального решения этой проблемы уже рассматриваются проекты по приобретению карет "скорой помощи" у отечественных производителей, а также привлечение частных инвесторов в рамках ГЧП - что позволит значительно сократить расходы на содержание автотранспорта.

Но обновление в медорганизациях – вещь непростая. Сначала нужно рассчитать, утвердить и защитить бюджет, потом провести процедуру госзакупок, затем дождаться поставки. По самым скромным подсчетам новые машины прибудут в "скорую" не раньше следующего лета. А на время ожидания был объявлен конкурс  на покупку услуг автомашины с водителем, в котором могли участвовать, в том числе, частные автотранспортные предприятия. В результате взяли 20 автомобилей, "Шымкентских", как пренебрежительно называют их старые водители 03.

Вроде бы и хорошо. Но получился перебор. Логически оправданный. Вызовы на "03" волнообразные – в одно время больше, в другое – меньше. Аналитики высчитали, что "пиковое" время обращения за медицинской помощью – с 18.00 до 24.00. В это время по звонкам разлетаются все автомобили. Ночью и утром такое количество "скорых" как бы и не нужно. Чтобы машины с бригадами не простаивали, ввели новый график работы. Кроме "день-ночь-48", это, когда водитель работает день, потом ночь, а затем отдыхает двое суток, поставили "пиковые" - работать те самые шесть часов максимальной нагрузки. И вот здесь случился хаос.

По словам шоферов, суточную работу предпочитают отдавать "Шымкентским", оставляя "нашим" - "пиковые".

"Шымкентские машины работают, наши стоят, - жалуется водитель "03". - Мы по пять часов работаем, потом стоим. Зарплата будет гораздо меньше. Сейчас мы получаем в час 485 тенге, а раньше за сутки выходило около 10 тысяч. Теперь при ежедневной работе без выходных эту сумму не можем заработать. А у нас тоже семьи, детей к школе собирать надо".

Впрочем, заместитель главного врача по лечебной части Раушан Молдабекова утверждает, что нагрузка распределяется равномерно между наемными автомобилями и собственным автопарком, а указанную в договоре ставку отрабатывают все водители. Просто раньше многие работали на полторы ставки и получали за счет этого больше денег.  

Персонал же обвиняет руководство в лоббировании интересов наемной компании. Хотя, на самом деле, перекос в другом. "Скорая помощь", в отличие от больниц и поликлиник получает деньги не за количество "обслуженных", "прикрепленных", "вылеченных", а по количеству бригад. То есть, неважно, на сколько выездов они отправлялись, и сколько людей посетили. Раньше бригад было 85, и водителей было столько же, а тут появились дополнительных 20.

"Я прихожу на работу, а мою бригаду, с которой я много лет выезжаю, пересадили на другой автомобиль, - говорит другой водитель. – Мне ничего не остается, как пойти домой".

"Отношение к нам предвзятое, - продолжает его коллега. – Меня не поставили на смену, потому что, по мнению нашего медика, у меня высокое давление. Я пошел в Дом здоровья, измерил давление, принес справку, что оно у меня нормальное, рабочее. Или вот ей запах изо рта не понравился. Я дважды дул в алкотестер – чисто. Все равно не ставит в рейс. Поехал в наркологию, за свои деньги сдал кровь, мочу на анализ. Чисто. Но смену-то все равно потерял".

По словам столичных водителей, несмотря на то, что машины у наемников "в порядке", они хуже знают город, не знают специфики работы на "скорой" и не хотят помогать медикам.

"Вот вчера поехали на вызов с фельдшером – хрупкой девушкой, рассказывает водитель. – Травма ноги у бабушки. Она полная. Как ее на носилках с четвертого этажа спустить? Бабушка кричит от боли, хоть ей уже и обезболивающее сделали. Я к прохожим, помогите. Никто не хочет: одному некогда, у другого - грыжа, у третьего – сердце. Побежал в ближайший опорный пункт. Полицейские помогли, спасибо им".

Недовольны ситуацией и сами медики. Старые кадры не держатся из-за постоянных ротаций, на вызовы фельдшеры ездят в одиночку. Зато Раушан Молдабекова в этом проблемы не видит. Она считает, что в сложных случаях бригада всегда может вызвать подмогу.

"Все хорошо только на бумаге, на праздники показательные хвалебные речи, - рассказывает уже бывшая сотрудница Городской станции с 23-летним стажем работы на "скорой". - А если копнуть? Как вы думаете, 15 минут, которые перед нами ставят для доезда, реальны? Мы пишем, что доехали за 15 минут. А можно доехать с первой горбольницы до Ильинки в час пик за 15 минут?".

Ситуацию стараются стабилизировать. Но по факту, возможно, сама структура экстренной медицинской помощи на сегодня изжила себя. В советское время главная цель 03 была – как можно быстрее поставить диагноз и начать лечение. В современной же структуре медицины это больше "транспортная компания" по доставке пациента до больницы. Наверное, передача части их полномочий врачам поликлиник вполне оправдана.

Инна Мамонтова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться