Традиционные электростанции затратят на ВИЭ 21 млрд тенге в 2018 году

7276

Мощность "зелёных" источников электроэнергии выросла за последнее время до 430 МВт.

Традиционные электростанции затратят на ВИЭ 21 млрд тенге в 2018 году Фото: Максим Морозов

Традиционные электростанции затратят на ВИЭ 21 млрд тенге в 2018 году. Об этом в комментарии abctv.kz в кулуарах семинара, посвящённого пятилетию расчётно-финансового центра при KEGOC, рассказал генеральный директор ТОО "РФЦ по ВИЭ" Жандос Нурмагамбетов.

В прошлом году размер выплат из средств, задепонированных при "условной" покупке традиционными электростанциями, составлял примерно 15 млрд тенге.

По словам Нурмаганбетова, сейчас РФЦ производит выплаты по примерно 290 МВт, генерируемым на 31 "зелёном" источнике электроэнергии. Согласно оценке IRENA (Международное агентство по возобновляемым источникам энергии), в них могло быть вложено около 400 млн долларов.

РФЦ подписал договоров на свыше 2 тыс. МВт, но многие из них могут не построиться из-за сложностей финансирования и вопросов по устойчивости энергосистемы, сказал Нурмагамбетов в ходе своего выступления на мероприятии. В этом году будет выработано 800 млн кВт/ч, что может составить 1,26% общей генерации в стране. К 2020 году доля ВИЭ 2% от страновой выработки будет точно достигнута, прогнозирует глава РФЦ, при индикаторе Министерства энергетики в 3%. Обороты затрат на ВИЭ соответственно увеличатся до 25-30 млрд тенге в ближайшие годы.

Вопрос энергоустойчивости

При этом вопросы по устойчивой интеграции ВИЭ с энергосистемой не только с финансовой, но и с технической точки зрения остаются. Поэтому РФЦ совместно с Национальной лабораторией по исследованиям в области возобновляемых источников энергии США (NREL) провёл с помощью KEGOC геопространственный анализ с учётом потенциала солнечной и ветровой энергии в местах заключённых контрактов путём их наложения на данные топологии сетей, график нагрузки потребителей, разыграв несколько сценариев симулирования энергосистемы, рассказал Нурмагамбетов в ходе презентации. Исследование показало, что, несмотря на то, что генерация на 80% представлена угольными станциями, технически возможность интеграции 2,5 тыс. МВт ВИЭ в систему есть.

"Технически станцию мы не можем заставить, чтобы она продавала по гибкому графику, регулировала какие-то отклонения от графиков ВИЭ. Поэтому больше всего проблема для интеграции ВИЭ, может быть, лежит не в технической плоскости, технически, может, мы и выдержим, а то, что рыночный механизм не совсем готов", – считает глава РФЦ.

При этом дороговизна в ВИЭ отражается не только в тарифе единого закупщика, но и в затратах других участников рынка электроэнергии.

"Затраты станций, технические требования предъявляют, чтобы они поднимали свою маневренность (гибкость в управлении нагрузкой. – Ред.). Маневренность задействуется опять же для регулирования ВИЭ. Если балансирующий рынок будет введён, опять же это всё влияет", – отметил Нурмагамбетов в ходе доклада.

Поэтому Министерству энергетики надо определить структуру генерации на будущие годы по долям ВИЭ, газовой генерации, размещению и манёвренности мощностей, исходя из спроса в Казахстане, для разработки долгосрочного мастер-плана, предложил он.

"Недостаток манёвренной генерации (запускаемой при нестабильности выработки. – Ред.) – это не вина Казахстана, исторически так сложилось. Допустим, взамен строительства базовых станций всё-таки надо говорить, что надо строить не базовую в первую очередь, а манёвренную генерацию. Пусть это будет газ в Шымкенте базовой станции, или контррегулятор по гидростанциям, или ещё что-то, эта вещь должна быть", – полагает Нурмагамбетов.

"Экономически мы посчитали, сколько ВИЭ влияет на стоимость каждого киловатта. Если мы такими большими объёмами будем аукционы объявлять и вводить, вовлекать в энергосистему, боюсь, у нас горизонте 2030 года сложности возникнут, потому что завтра могут спросить: зачем вы столько объявляли, когда ВИЭ были дорогие, потому что мы не создали условия, чтобы цену максимально снизить. Это очень большой вопрос, и, наверное, надо нам посчитать, мы потянем такую стоимость или не потянем, и, может быть, будем от этого плясать – может быть, нам надо вносить корректировки в таргетах, чего мы будем достигать", – считает он.

Глава РФЦ призвал системного оператора и Минэнерго уделять внимание проведению исследований по интеграции ВИЭ, их в стране сейчас проводят только доноры. Необходимо овладеть всеми средствами прогнозирования, моделирования в этой сфере, констатирует он.

Другой проблемой является отсутствие вовлечённости РЭК в вопрос интеграции ВИЭ.

"Они не хотят, для них это бесплатный транзит, плюс деньги у них не заложены в тарифе, и только негативно настроены. Пока мы не поменяем подход энергопередающих организаций, чтобы у них какой-то стимул появился, соответственно, стимул – это дополнительные деньги, это затраты на потребителей. Этот круг как-то нам надо разорвать и решить. Если мы не решим вопрос с энергопередающими организациями, скорее всего, успеха колоссального мы не достигнем", – прогнозирует Нурмагамбетов.

Также, несмотря на наличие нормы по распределённой генерации, она отложена из-за нацеленности на масштабные проекты, хотя южные регионы имеют отличный потенциал для этого, отметил он в завершение доклада.

"Мы, когда говорим про устойчивость энергосистемы, мы говорим о будущем. Если объёмы развития ВИЭ будут очень большими, у нас в энергосистеме могут появиться проблемы по устойчивости, потому что у нас очень мало манёвренных источников электроэнергии. Но поставленные те индикаторы государством будут выполняться, и мы будем способствовать этому. В том числе мы будем создавать условия для развития ВИЭ – это разные технологии есть в этом направлении в части интеллектуализации энергетических систем, автоматизации управления режимными работами. Может быть, развивать нужно манёвренные источники электроэнергии, применять какие-то новые технологии по передаче и прочее. Сегодня проблем нет", – сказал abctv.kz в кулуарах семинара председатель правления KEGOC Бакытжан Кажиев, отвечая на вопрос, есть ли проблемы с интеграцией ВИЭ в энергосистему страны.

По его словам, дополнительной капитализации РФЦ при KEGOC пока не будет. Сейчас резервный фонд центра, где аккумулируется 3% затрат традиционных электростанций на покупку электроэнергии ВИЭ и обеспечение, по которым не были выполнены аукционные обязательства, накопил 445 млн тенге, уточнил Нурмагамбетов. Каких-либо проблем с задержкой платежей объектам "зелёной" генерации в стране нет, указала в разговоре с журналистами директор департамента ВИЭ Минэнерго Айнур Соспанова. Вопрос финансовой устойчивости РФЦ будет рассмотрен правительством в 2019 году, говорится на сайте центра.

Рынок мощности не для всех

Между тем расчётно-финансовый центр при KEGOC в следующем году начнёт управлять депонируемыми электростанциями средствами рынка мощности, который запустится в 2019 году. Это будет совсем другой рынок, отдельно от отрасли ВИЭ, пояснил Нурмагамбетов в комментарии abctv.kz. В год сумма оборотных средств на рынке мощности может составить до 90-100 млрд тенге. Эти деньги пойдут на модернизацию мощностей участвующих в нём электростанций, пояснил Нурмагамбетов.

Не все электростанции Казахстана будут принимать участие в работе рынка мощности. Сейчас готовятся поправки в законодательство, в которых предполагается, что источники генерации электричества, напрямую работающие с промышленностью, к примеру Евроазиатская энергетическая корпорация, входящая в Eurasian Resources Group, получат право покрывать потребности в мощности за счёт своих энергоисточников. Аукцион по рынку мощности состоится в ноябре, рассказал корреспонденту abctv.kz участник семинара.

Между тем, считает председатель комитета атомного и энергетического надзора и контроля министерства энергетики Сунгат Есимханов, значимость РФЦ будет возрастать. 

"Как вы знаете, с 1 января 2019 года вводится рынок электрической мощности, и РФЦ будет на том рынке очень большим единым оператором, единым закупщиком", – сказал он.

Из 19 компаний, победивших в весеннем аукционе, 16 подписали контракты с РФЦ, рассказала в комментарии директор департамента ВИЭ Министерства энергетики Айнур Соспанова. У них есть год-полтора на подготовительные работы по возведению объектов "зелёной" энергетики, после чего они должны будут выслать уведомления о начале строительства. Сейчас победители занимаются получением земельных участков, проектированием, подключением к сетям и привлечением стороннего финансирования. Проблем по земле у них нет, поскольку они были в большинстве решены до аукциона. Два земельных участка, зарезервированных Минэнерго, забрали инвесторы, ведомство помогло им в их оформлении, уточнила Соспанова. Пока случаев перепродажи или переуступки победивших проектных заявок не было, но, возможно, в какие-то проекты войдут зарубежные партнёры.

Эволюция сферы ВИЭ

Передача прав на объект ВИЭ третьим лицам (step-in-rights) будет определена новой нормой в законодательстве до конца года, указывается на сайте РФЦ. Кроме того, новые поправки предполагают возможность включения в РРА-контракт международного арбитража. На сайте центра также поясняется, что сейчас в правила проведения аукционов ВИЭ вносятся изменения. Более того, будут изменены нормы, касающиеся правил централизованной покупки-продажи электроэнергии со стороны РФЦ и типового договора по приобретению электричества в рамках установленной аукционной цены. Судя по всему, поправки смягчают условия по предоставлению финансового обеспечения и по срокам строительства объектов "зелёной" энергетики. Также законодательными изменениями инвесторам будет запрещено использовать генерирующее оборудование, бывшее в эксплуатации.

По информации Соспановой, осенний аукцион пройдёт с 3 по 18 октября. В целом за весь период существования "зелёной" энергетики в Казахстане, отрасль привлекла около полумиллиарда долларов на возведение мощностей свыше 420 МВт, уточнила она.

"Cнижение стоимости технологий по ветру примерно 1-1,5 процента каждый год происходит. По солнцу было активное в прошлые годы шесть-семь процентов, сейчас чуть-чуть снижается, там же тоже потенциал ограничен по снижению. Это как стоимость мобильной связи – вначале было резкое падение, сейчас уже снижать некуда, поэтому уже установилась некая цена, ниже которой уже не будет. По солнцу ещё потенциал снижения есть, но там скорее нужно смотреть технологичные вещи – повышение производительности, коэффициента использования установленной мощности, сейчас это на уровне 16-18 процентов. Сейчас технологии НИОКР дают уже 22-25 процентов, скорее всего, в эту сторону будет двигаться. Если произойдёт резкое повышение производительности самих панелей, то, конечно, произойдёт снижение стоимости за киловатт-час", – пояснила представитель энергетического ведомства.

ENI и General Electric работают над проектом ВИЭ в Актюбинской области по старой схеме, у них фиксированный тариф по offtake-контракту, сказала Соспанова, комментируя вопрос abctv.kz. Новость о том, что эти корпорации возведут в регионе объект "зелёной" генерации, СМИ сообщали в сентябре после проведения весеннего аукциона.

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться