Интернет-мошенники, назойливые коллекторы, или депозит в банке, у которого нет лицензии. Что делать?

На горячую линию Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в сентябре обратились более 800 граждан, всего с 26 марта 2020 года, со дня запуска горячей линии, в финрегулятор обратились свыше 22,3 тыс. граждан.

Интернет-мошенники, назойливые коллекторы, или депозит в банке, у которого нет лицензии. Что делать?

Часто задаваемые вопросы граждан. На вопросы отвечает директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Александр Терентьев.

Вопрос: Мне пришло сообщение от одной организации, выдающей онлайн-кредиты, – предупреждение об уголовной ответственности за уклонение обязательств по договору оферты, и в сообщении указывается, что направлен запрос в департамент госдоходов министерства финансов РК. Но я не брала никаких кредитов. На мое имя могли оформить чужой кредит? Куда мне обращаться?

Ответ: Выявить факт незаконного оформления кредита на ваше имя своевременно позволит кредитная история. В базе данных кредитных бюро есть сведения обо всех заемщиках каждых банка и кредитной организации по всему Казахстану. Поэтому необходимо регулярно проверять свою кредитную историю. Помните, что информация в персональном кредитном отчете является конфиденциальной. Ее нельзя раскрывать третьим лицам!

Если в кредитном отчете имеется информация о кредите, который вы не брали, тогда вы, выяснив наименование кредитной организации, должны проверить, находится ли данная организация в периметре регулирования Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка. Это можно сделать на сайте финансового регулятора. Если Агентство регулирует данную организацию, необходимо подать обращение в финрегулятор. И обязательно обратиться с заявлением в правоохранительные органы. Подобные факты незаконной выдачи кредитов необходимо жестко пресекать!

Кроме того, Вам необходимо написать заявление в данную организацию, подробно указав в нем всю имеющуюся информацию. В случае утери платежной карты или документа, удостоверяющего личность, необходимо приложить подтверждающую справку. Обязательно потребуйте проведения внутреннего служебного расследования. Ваше заявление должны зарегистрировать, регистрационный номер с датой принятия заявления необходимо поставить и на копии заявления, которую вы оставляете себе.

Кроме того, кредитная организация должна предоставить вам копии договора, приложений к нему и документов, удостоверяющих личность. Уточните данные сотрудника, выдавшего кредит и оформлявшего договор.

Должна быть назначена почерковедческая экспертиза, которая установит, что в договоре займа не подпись получателя. Если это онлайн-кредит, то полиция сможет по IP установить злоумышленников.

Вспомните, не передавали ли Вы свои конфиденциальные данные (документы, удостоверяющие личность, реквизиты карты, счета и др.) незнакомым людям или друзьям и родственникам. К сожалению, оформить кредит на Ваше имя могли даже близкие люди. Поэтому нужно всегда соблюдать меры предосторожности и кибергигиену.

Вопрос: Я стала жертвой интернет-мошенничества на одной из торговых площадок в Интернете. Я подала объявление о продаже одной вещи, со мной связался покупатель через WhatsApp и скинул ссылку, якобы там была доставка. Я прошла по ссылке, указала там данные своей карты, и у меня моментально списали все деньги с карты. Благо там было немного. Что делать?

Ответ: Наиболее частой причиной мошенничества в Интернете становится невнимательность пользователей либо недостаток знаний о правилах кибербезопасности. Финансовые мошенники придумывают различные схемы, суть которых одна – заставить пользователя перейти по сомнительной ссылке, оставить там свои личные данные, в том числе реквизиты карточки, и выкрасть деньги.

Запомните простые рекомендации, соблюдая которые, можно обезопасить себя и свой кошелек от финансовых мошенников и непредвиденных потерь:

  • Никогда и ни при каких обстоятельствах не озвучивайте и не отправляйте незнакомым людям свои персональные данные, включая копии документов, удостоверяющих личность. Не доверяйте в финансовых вопросах никому!
  • Не верьте лжепокупателям, лжеменеджерам и другим лицам, которые высылают вам непонятные ссылки или просят оставить там свои персональнеы данные.
  • Никогда не передавайте и нигде не публикуйте, в том числе в социальных сетях, реквизиты платежной карты.
  • Не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывайте им свои персональные данные. Лучше завершите разговор.
  • Проверяйте наличие префикса HTTPS:// на сайтах, где требуется ввести конфиденциальную информацию, зарегистрироваться.
  • Если вы сомневаетесь, является ли сайт или страница организаций фейковыми, свяжитесь с данной организацией и уточните информацию.
  • Внимательно читайте все подписываемые документы, сверяйте правильность указанных данных.

Эти простые правила уберегут вас от уловок финансовых мошенников!

Вопрос: У меня был депозит и счет в Tengri Bank. У него отозвали лицензию. Что мне теперь делать?

Ответ: Депозиты в тенге и иностранной валюте, а также деньги на платежных карточках и банковских счетах находятся под гарантией Казахстанского фонда гарантирования депозитов (КФГД).

Депозиты 99% вкладчиков – физических лиц Tengri Bank покрываются гарантией фонда в полном объеме. Гарантируются деньги на всех текущих счетах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, включая платежные карточки в пределах максимально гарантированной суммы. Под гарантию попадают также и проценты по депозитам, причем как начисленные, так и уже капитализированные

Выплаты будут осуществляться в пределах суммы основного долга и начисленного банком вознаграждения на дату лишения банка лицензии.

Вкладчики АО Tengri Bank для получения выплаты гарантийного возмещения должны были обратиться до 30 сентября 2021 года во все отделения Евразийского банка, выбранного в качестве банка-агента. По истечении указанного срока вкладчики банка смогут обратиться за выплатой гарантийного возмещения напрямую в КФГД.

Вопрос: Я являюсь ипотечным заемщиком, но не отношусь к категории СУСН. Однако к данной категории относится мой созаемщик – супруга, инвалид второй группы. Могу ли я рассчитывать на улучшающие условия по программе?

Ответ: Согласно принятым правлением Национального банка Казахстана изменениям и дополнениям в программу рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) от 21 сентября 2020 года, улучшающие условия программы также распространяются на займы, в которых созаемщик, залогодатель, гарант, являющиеся супругом (супругой) или близким родственником заемщика, имеют статус СУСН. В этой связи рекомендуем Вам обратиться в свой банк с соответствующим заявлением.

Вопрос: Хотел взять кредит в банке, но мне отказали. Может ли это быть связано с тем, что ранее я получал социальную помощь от государства?

Ответ: Здравствуйте! Решение о выдаче займа принимается финансовыми организациями в индивидуальном порядке на основе анализа кредитной истории и платежеспособности заемщика. Условия кредитования, категории лиц, которым могут предоставляться займы, необходимые для этого критерии их платежеспособности, а также иные условия кредитования определяются банками второго уровня, согласно Закону Республики Казахстан "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан" (далее – закон о банках), самостоятельно в правилах об общих условиях проведения операций, внутренней кредитной политике, утверждаемых советом директоров банка.

Банк при кредитовании принимает на себя определенные риски, в том числе риск невозврата займов. В этой связи в целях минимизации рисков банками предварительно проводится анализ кредитоспособности потенциального заемщика, исходя из наличия стабильного дохода, возраста, гражданства заемщика и др. При этом немаловажным фактором для принятия положительного решения о выдаче займа является отсутствие у заемщика отрицательной кредитной истории.

Вопрос: Мою квартиру банк забрал на свой баланс. Я слышал, что появилась возможность вернуть ее по условиям программы рефинансирования. Каким критериям я должен соответствовать?

Ответ: В соответствии с поправками допускается возврат в собственность жилья для граждан, чье единственное жилье числится на балансе банков/организаций по управлению сомнительными активами и ипотечных организаций, являющихся участниками программы, и не реализовано третьим лицам. Жилище передается в собственность в случае, если у заемщика/залогодателя и его супруги (супруга) по состоянию на 1 января 2020 года отсутствует на праве собственности жилище на территории Республики Казахстан. Передача жилища может быть осуществлена путем финансирования бывшего собственника либо передачи банком жилища в аренду с последующим выкупом. Стоимость одной единицы жилья, подлежащей выкупу, не должна превышать 50 (пятьдесят) миллионов тенге. Срок аренды и договора займа составляет не более 30 лет. Для определения возможности передачи жилья в собственность рекомендуем Вам обратиться в свой банк с соответствующим заявлением.

Вопрос: Меня беспокоят коллекторы, хотя никаких займов у меня нет. Куда я могу обратиться за защитой своих прав?

Ответ:  За защитой прав и интересов потребителя финансовых услуг Вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка любым удобным Вам способом с письменным заявлением.

При обращении укажите, пожалуйста, Ваши данные и полную информацию касательно обращения: наименование коллекторской организации, имена и телефоны сотрудников и т. д. Обращение будет рассмотрено в установленный законодательством срок.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться