Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в ноябре 2020 года

Больше всего обращений от населения поступает в финрегулятор по банковскому сектору. Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало обзор финансового сектора за ноябрь 2020 года.

Краткие итоги: какие обращения потребителей финансовых услуг рассматривал финрегулятор в ноябре 2020 года

В конце 2020 года деятельность Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка в вопросах защиты прав потребителей была направлена на рассмотрение заявлений заемщиков об оказании содействия и принятие мер по снижению их долговой нагрузки, в том числе в рамках Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов).

В ноябре Агентством рассмотрено 1458 обращений физических и юридических лиц, связанных с деятельностью финансовых организаций, организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, а также коллекторских агентств, что в сравнении с прошлым месяцем меньше на 7,3% (или 115 обращений).

Снижение объема поступивших обращений наблюдалось по банковскому сектору (на 12%) при увеличении количества заявлений по страховому сектору (на 37%), по микрофинансовому и иным секторам (на 2,4% и 9% соответственно). Наибольшая доля обращений приходится на банковский сектор (банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций), которая составляет 72,4% от общего количества обращений. Актуальными вопросами обращений в банковском секторе являлись: реструктуризация/рефинансирование займов, в том числе по условиям Программы рефинансирования ипотечных жилищных займов (ипотечных займов) и прощение задолженности; проверка условий банковского договора займа на соответствие требованиям законодательства РК; обращение банками второго уровня взыскания в безакцептном порядке на деньги, находящиеся на счетах в других банках; нарушение порядка заключения, исполнения и прекращения договора банковского займа.

В страховом секторе – неосуществление страховой выплаты, проверка условий договора страхования на соответствие требованиям законодательства Республики Казахстан; в микрофинансовом секторе – о проведении проверки деятельности микрофинансовой организации; снижение ставки вознаграждения по микрокредитам; разъяснение нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. Также в финрегулятор поступали обращения по деятельности коллекторских агентств – в основном за неправомерность действий сотрудников коллекторских агентств.

По вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг по состоянию на конец ноября посредством горячей линии предоставлены разъяснения более 22,9 тыс. граждан. Наиболее актуальными вопросами обращений являлись: ограничения на счетах, препятствующие получению социальной выплаты; отказы кредиторов в предоставлении отсрочки, реструктуризации займа; уведомления кредитных организаций о необходимости осуществления текущих платежей и предупреждений о последствиях просрочки неисполнения обязательств, включая ухудшение кредитной истории; распространение коллекторскими агентствами сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию заемщика; по вопросам финансового мошенничества по онлайн-займам.

Примененные меры воздействия и санкции

За ноябрь 2020 года по выявленным нарушениям законодательства Республики Казахстан в действиях банков второго уровня, страховых (перестраховочных) организаций, а также организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность, и коллекторских агентств Агентством применено 20 рекомендательных мер надзорного реагирования, 20 письменных предписаний и 18 административных взысканий на общую сумму 25 040,7 тыс. тенге, в том числе в отношении: банков второго уровня – одно административное взыскание на сумму 8,1 тыс. тенге, 18 рекомендательных мер надзорного реагирования; страховых (перестраховочных) организаций – одно административное взыскание на сумму 277,8 тыс. тенге, две рекомендательные меры надзорного реагирования; организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность – 16 административных взысканий на общую сумму 24 754,8 тыс. тенге, 18 письменных предписаний; коллекторских агентств – два письменных предписания.

Основные нарушения прав потребителей финансовых услуг касались: неисполнения указания, предъявленного посредством инкассового распоряжения, обслуживания банковских займов и счетов клиентов, несоблюдения внутренних правил, процедур, процессов; определения размера вреда, причиненного транспортному средству, неосуществления страховой выплаты; неуказания размера годовой эффективной ставки вознаграждения в договорах о предоставлении микрокредита и превышения предельного размера годовой эффективной ставки вознаграждения, несоответствия договора о предоставлении микрокредита установленным требованиям, представление недостоверных сведений в кредитное бюро, осуществление деятельности, не предусмотренной Законом Республики Казахстан "О микрофинансовой деятельности; осуществления недобросовестных действий, вводящих должника в заблуждение относительно размера, характера и оснований возникновения задолженности.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться