Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в ноябре

Редакция сайта Inbusiness.kz традиционно собрала самые часто задаваемые вопросы от граждан за ноябрь 2021 года и адресовала их Александру Терентьеву, директору департамента защиты прав потребителей финансовых услуг агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Обратная связь: ответы на часто задаваемые вопросы в ноябре

Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка использует все возможные каналы коммуникации для оперативного взаимодействия с гражданами.

В целях повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансового регулятора, финансовых организаций, регулируемых субъектов и государственных услугах в Агентстве с 24 мая 2021 года функционирует call-центр по номеру: +7-727-237-1000.

Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснений норм действующего законодательства. Также с помощью call-центра стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми и иными организациями. За ноябрь в call-центр Агентства поступило 1682 звонка от граждан. Всего с момента его запуска обработано свыше 5,7 тыс. звонков.

В целях оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи населения с финансовым регулятором в Агентстве, с 25 июня 2020 года, функционирует мобильное приложение Fingramota Online. В ноябре посредством данного мессенджера обработано более 100 вопросов пользователей, всего с момента запуска поступило свыше 5 тыс. вопросов.

В ноябре граждане активно задавали вопросы, касающиеся взаимодействия с банками, микрофинансовыми организациями, коллекторскими агентствами и страховыми компаниями.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, что делать, если возникла просрочка по кредиту? Куда обращаться?

Ответ: Для защиты прав заемщиков, испытывающих сложности с погашением займов и микрокредитов, с 1 октября текущего года законодательно введен обязательный для банков и МФО механизм урегулирования просроченной задолженности граждан.

Для начала процедуры урегулирования проблемной задолженности заемщику следует обратиться с соответствующим заявлением к кредитору, то есть к банку или МФО. В заявлении необходимо указать ФИО, ИИН, контактные данные, сведения о займе, причины возникновения просрочки с приложением имеющихся подтверждающих документов.

Для удобства граждан заявления могут быть поданы как письменно, так и дистанционно, то есть без посещения отделений банков и МФО, посредством официальных интернет-ресурсов и электронной почты кредитора.

На сайте Агентства указаны адреса и контактные данные банков и МФО, необходимые для подачи заявлений в электронном виде.

В течение 15 календарных дней со дня получения заявления и подтверждающих документов банки и МФО в индивидуальном порядке анализируют финансовое и социальное положение должника. В указанный срок заемщику должно быть сообщено о согласии банка или МФО с реструктуризацией займа.

При согласии кредитора по условиям реструктуризации займа банки и МФО обязаны в течение следующих 15 календарных дней внести необходимые изменения в условия договора займа или микрокредита с принятием нового графика погашения кредита.

В случае недостижения взаимоприемлемого решения об изменении условий договора банковского займа или микрокредита, заемщику следует обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

На основании обращения заемщика Агентством будет инициирована документальная проверка в отношении финансовой организации, в рамках которой будет проведен анализ соблюдения кредитором законодательных требований к процессу урегулирования проблемной задолженности и прав заемщиков.

Обратиться в Агентство граждане могут следующими способами:

  1. Посредством портала электронного правительства Республики Казахстан (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе "Электронные обращения" выберите "Заказать услугу онлайн" и заполните текст обращения с прикреплением подтверждающих документов.
  2. С помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/). Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе "Подать обращение" выберите "Заявление" и заполните текст заявления.
  3. В письменной форме по адресу Агентства: А15С9Т5, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21.
  4. В Управление региональных представителей Агентства, адреса которых можно найти по ссылке.

Вопрос: Как можно урегулировать задолженность с представителями коллекторских агентств в досудебном порядке?

Ответ: В соответствии со статьей 6 Закона РК "О коллекторской деятельности" должник и (или) его представитель в течение 30 календарных дней после даты их (его) информирования коллекторским агентством могут обратиться в коллекторское агентство с письменным заявлением об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита.

В письменном заявлении необходимо раскрыть сведения о причинах возникновения задолженности, других подтвержденных обстоятельствах (фактах), которые обуславливают ходатайство об изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, а также предоставить достоверную информацию об образовании, уровне доходов и расходов, о составе (членах) семьи, месте жительства, наличии имущества, иных сведений, необходимых кредитору для рассмотрения заявления и определения достаточности собственных средств должника для исполнения обязательств по договору банковского займа или договору о предоставлении микрокредита.

Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения заявления обязано направить его кредитору.

Кредитор в течение 15 календарных дней после дня получения письменного заявления должника рассматривает предложенные условия изменения договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита и в письменной форме сообщает коллекторскому агентству о (об):

  • согласии с предложенными изменениями в договор банковского займа или договор о предоставлении микрокредита;
  • своих предложениях по изменению условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита;
  • отказе в изменении условий договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита с указанием мотивированного обоснования причин такого отказа.

Коллекторское агентство в течение 10 календарных дней после получения решения, принятого кредитором, информирует о нем должника.

Вопрос: Вправе ли коллекторские агентства разглашать сведения о задолженности третьим лицам?

Ответ: Статьей 11 Закона РК "О коллекторской деятельности" предусмотрено, что тайна коллекторской деятельности включает в себя любые сведения о должнике, кредиторе, задолженности, третьих лицах, связанных обязательствами с кредитором в рамках договора банковского займа или договора о предоставлении микрокредита, об условиях заключенных договоров о взыскании задолженности и иные сведения, полученные и (или) составленные коллекторским агентством при осуществлении коллекторской деятельности.

Тайна коллекторской деятельности в отношении должника может быть раскрыта только должнику, третьему лицу на основании письменного согласия должника, в том числе данного при заключении договора банковского займа на раскрытие банковской тайны или договора о предоставлении микрокредита на раскрытие тайны предоставления микрокредита, а также лицам, указанным в пунктах 3, 4 и 5 статьи 11 Закона РК "О коллекторской деятельности".

Таким образом, коллекторские агентства вправе взаимодействовать с третьими лицами и раскрывать им сведения, составляющие тайну микрокредита/банковскую тайну, только на основании письменного согласия должника, предоставленного в том числе при заключении договора банковского займа/договора микрокредита.

Вопрос: Имеет ли право кредитор начислять вознаграждение при передаче задолженности на досудебное взыскание и урегулирование в коллекторское агентство?

Ответ: В период осуществления коллекторской деятельности в отношении должника кредитор не вправе требовать выплаты вознаграждения, комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием займа или микрокредита, за период нахождения задолженности в работе у коллекторского агентства, а также начислять в указанный период неустойку (штраф, пеню) за несвоевременное погашение основного долга и вознаграждения.

Вопрос: Мой долг перешел в коллекторское агентство. Я запросил у них новый график, но они требуют погасить всю задолженность одним платежом. Что делать, кому обращаться, как разрешить конфликтную ситуацию?

Ответ: Для досудебного урегулирования спорных и конфликтных вопросов с коллекторскими агентствами вы можете обратиться в Национальную Палату Коллекторов Казахстана (далее – НПКК). Данная организация окажет вам содействие при взаимодействии с коллекторами и предложит варианты решения.

Для проверки на предмет соблюдения коллекторскими агентствами банковского законодательства и требований закона вы можете обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка.

Вопрос: В каких случаях страховщик вправе полностью или частично отказать в страховой выплате в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств?

Ответ: Основания освобождения страховщика от осуществления страховой выплаты регламентированы статьей 29 Закона Республики Казахстан "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств" (далее – Закон).

Страховщик вправе полностью или частично отказать в страховой выплате, если страховой случай произошел вследствие:

  1. умышленных действий выгодоприобретателя, направленных на возникновение страхового случая либо способствующих его наступлению, за исключением действий, совершенных в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости;
  2. действий выгодоприобретателя, признанных в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан, умышленными уголовными или административными правонарушениями, находящимися в причинной связи со страховым случаем.

Основанием для отказа страховщика в осуществлении страховой выплаты может быть также следующее:

  1. Получение выгодоприобретателем соответствующего возмещения убытка от лица, виновного в причинении убытка.
  2. Использование страхователем (застрахованным) транспортного средства в соревнованиях, испытаниях или при обучении вождению в специально предназначенных для этого местах.
  3. Причинение вреда при погрузке или разгрузке транспортного средства.
  4. Причинение вреда имуществу потерпевшего в виде денег, ценных бумаг, золота, изделий из серебра, драгоценностей, украшений, произведений искусства или других ценностей.
  5. Нарушение потерпевшим требований части 3 пункта 3 статьи 22 настоящего Закона.

При наличии оснований для отказа в осуществлении страховой выплаты страховщик обязан в течение семи рабочих дней со дня получения заявления и всех документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25 настоящего закона, направить заявителю соответствующее решение о полном или частичном отказе в страховой выплате в письменной форме с мотивированным обоснованием причин отказа.

Страховщик освобождается от осуществления страховой выплаты, если страховой случай наступил вследствие:

  1. Воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения.
  2. Военных действий.
  3. Гражданской войны, народных волнений всякого рода, массовых беспорядков или забастовок.

Страховая выплата не осуществляется за поврежденное транспортное средство, указанное в страховом полисе.

Страховщик не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным статьей 29 Закона.

Вопрос: Ребенок скачал какую-то игру на мой смартфон, которая периодически запрашивает доступ к геоданным. Я переживаю, ведь на моем телефоне установлено мобильное банковские приложения. Есть ли какие-то способы мошенничества через подобные игры, приложения, как мошенники могут ими воспользоваться?

Ответ: Существуют "умные" приложения, которые могут собирать геоданные и иные персональные сведения и таким образом следить за вашими действиями. Опять-таки дети, сами того не осознавая, могут скачать такие приложения на свой или родительский телефон, как в вашем случае. Эти "сборщики" конфиденциальной информации позволяют с легкостью выяснить, где вы живете, работаете, где учится ваш ребенок, где проводите больше времени, отдыхаете, что обычно покупаете онлайн и многое другое. Таким образом, злоумышленникам не составит труда узнать ваши интересы и увлечения ваших детей. А некоторые приложения еще и предоставляют доступ кибермошенникам в почтовые сервисы, социальные сети, что очень опасно. Поэтому будьте бдительны перед установкой различных приложений на свой гаджет.

Лучше отключить функцию геолокации сразу для всех приложений, а сомнительные и вовсе удалить. Отключите также сведения о местоположении на фотографиях, в приложениях и при публикации постов в социальных сетях. Узнать, что приложение отслеживает местоположение, не так уж и трудно. Проверить это можно в настройках телефона. В iOS нужно зайти в раздел "Настройки", далее "Конфиденциальность" и в "Службы геолокации". В Android нужно открыть "Настройки" и далее зайти в разделы "Местоположение" и "Доступ приложений к геоданным".

Установите на свой гаджет антивирусную программу и регулярно ее обновляйте. Обязательно перед установкой приложений и программ проверяйте их на вирусы. Будьте внимательны и аккуратны!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора