В агентстве по регулирования финрынка рассказали, как формируется и используется кредитная история в Казахстане, передает inbusiness.kz.
Данные для формирования кредитной истории и персонального кредитного рейтинга хранятся в АО "Государственное кредитное бюро", куда все банки, МФО, ломбарды, комслужбы, операторы связи, коллекторы обязаны предоставлять данные, и ТОО "Первое кредитное бюро", куда передача информации осуществляется на добровольной основе.
Информацию в кредитную историю вносят не сами бюро, а поставщики данных – банки, МФО, а также компании, продающие товары и услуги в рассрочку или кредит. Также другие лица могут вносить информацию в кредитный отчет при наличии соглашения с бюро.
Потенциальные заемщики могут запросить в кредитном бюро свой персональный кредитный рейтинг, чтобы понять, как оценивают их кредиторы. При этом финорганизации могут получить доступ к кредитной истории только с письменного согласия потенциального заемщика.
Проверять свою кредитную историю следует регулярно, не реже одного раза в полгода. Таким образом, можно контролировать корректность информации и убедиться, что в истории нет кредитов, оформленных на заемщика третьими лицами.
По закону, кредитное бюро обеспечивает хранение данных в течение пяти лет после даты получения последней информации о нем. При этом срок отсчитывается не с момента выдачи кредита, а с даты окончательного погашения долга или урегулирования спора. Даже если заемщики уже закрыли просрочку, информация о ней будет видна банкам и МФО еще несколько лет и может повлиять на одобрение новых кредитов.
Чтобы поддерживать хорошую кредитную репутацию, рекомендуется внимательно следить за своей кредитной историей, своевременно погашать обязательства и регулярно проверять отчет в кредитных бюро. Это поможет избежать неожиданных отказов в кредитах и сохранить высокий персональный кредитный рейтинг.
Читайте по теме:
Что влияет на кредитную историю и как ее улучшить