Столичные ТЭЦ накалят тепловой тариф в разгар зимы

5285

​Его предлагается значительно увеличить на следующую пятилетку.

Столичные ТЭЦ накалят тепловой тариф в разгар зимы Фото: inbusiness.kz

Коммунальное предприятие "Астана-Энергия", владеющее столичными ТЭЦ, подало заявку на повышение тарифов на следующие пять лет. Такая информация следует из тарифной заявки, загруженной в базу данных "Монополист" для рассмотрения со стороны департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) в Астане, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Предельные тарифы на производство тепла предложены в проекте монополистом без НДС на уровне 4286 тенге за Гкал в 2024 году, 4396 тенге за Гкал в 2025 году, 4506 тенге за Гкал в 2026 году, 4658 тенге за Гкал в 2027 году и 4755 тенге за Гкал в 2028 году.

В этом году "Астана-Энергия" уже подавала заявку на повышение тарифа на тепло, запросив его в среднем до 2791 тенге на 1 Гкал без НДС с июля вместо прежнего уровня в 1837 тенге на 1 Гкал. Тогда тарифная ставка была в итоге утверждена на уровне 2261,5 тенге за Гкал без НДС, по информации руководства ДКРЕМ. Между тем в августе, по данным сайта предприятия, регулятором было принято решение о его временном снижении до 2260 тенге за Гкал без НДС с октября по декабрь 2023 года.

Здесь, кстати, стоит упомянуть, что тариф на тепло в Астане в начале 2023 года снизился с прошлогоднего уровня в 1955-1975 тенге на Гкал без НДС до 1837 тенге из-за исключения инвестиционной составляющей, которая в предыдущую пятилетку составляла в среднем около 1 млрд тенге в год. До этого повышение тарифных ставок на производство тепловой энергии было утверждено монополисту на 2018-2022 годы. Осенью прошлого года он вышел с очередной пятилетней заявкой, которую, однако, отозвали, в основном благодаря тому, что акимат столицы выделил щедрые дотации на сумму около 10 млрд тенге на покупку дорогостоящего газа для газифицированных водогрейных котлов двух ТЭЦ. Вполне возможно, на следующий год такие субсидии не смогут выделять, поэтому и предстоит существенное удорожание. При этом прежнее тарифообразование "Астана-Энергии" утверждалось в основном из ориентации на уголь, как основное топливо для водогрейных котлов, хотя переход на газ уже фактически полностью формально состоялся еще год назад или даже раньше, то есть тарифы должны были повыситься примерно вдвое еще тогда, однако их сдержали усилия акимата и тарифного регулятора. Кроме того, из-за ограничений по газу энергетикам пришлось использовать больше угля на газифицированных водогрейных котлах в прошлом отопительном сезоне, что также уменьшило затраты на топливо, и они смогли еще как-то смогли ужаться в рамках прежней тарифной сметы.

Если проанализировать обоснование повышения тарифов на тепло на следующую пятилетку, то можно прийти к выводу, что главными причинами для этого являются увеличение расходов на топливо – газ и уголь, которое в себестоимости затрат ТЭЦ в выработке тепловой энергии обычно составляет до 60-70%, на фоне роста объемов его потребления. За последние годы были газифицированы все десять котлов ТЭЦ-1 и шесть водогрейных котлов ТЭЦ-2, в октябре-ноябре ожидается подключение четырех водогрейных котлов на газу первой очереди ТЭЦ-3. Кроме того, у "Астана-Энергии" имеется несколько районных котельных, часть которых уже работают на газовом топливе, а не на угле как раньше.

В производственной программе коммунального энергопредприятия заложены следующие прогнозы по существенному расходу энергетического угля и газа для ее теплоэлектроцентралей на последующую пятилетку: на 2024 год – 1,5 млн тонн угля и 433 млн кубов газа, на 2025 год – 1,5 млн тонн угля и 464 млн кубов газа, на 2026 год – 1,6 млн тонн угля и 501 млн кубов газа, на 2027 год – 1,6 млн тонн угля и 515 млн кубов газа, на 2028 год – 1,6 млн тонн угля и 525 млн кубометров газа.

"Рост затрат на топливо в 2024 году по сравнению с принятым в действующей утвержденной тарифной смете на 2023 год составит 10,9 млрд тенге, или 87%, за счет увеличения объема производства тепловой энергии, с последующим приростом затрат на топливо на 11% в 2025 году, на 9% – в 2026 году, 6% – в 2027 году и на 4%  в 2028 году",  констатируется в пояснительной записке, приложенной в тарифной заявке.

Отметим, что до газификации "Астана-Энергия" обычно потребляла до 3-3,5 млн и даже порой 4 млн тонн энергетического угля в год. Теперь его сжигание существенно снизится, что, вероятно, скажется на экономике поставщика – угольного предприятия "Богатырь Комир", где 50% акций владеет нацкомпания "Самрук-Энерго".

Судя по обоснованию, цена на поставку богатырского угля для ТЭЦ с учетом растущего железнодорожного тарифа на его транспортировку поднимется в следующем году с 4685 тенге на тонну до 4940 тенге на тонну без НДС, или на 5%. Она была принята на основе договора с "Богатырь Комир", заключенного в 2022 году до конца 2024 года, после чего в проекте тарифа закладывается ее поэтапное повышение на прогнозируемый уровень инфляции на 4% в 2025 году и на 3% в 2026-2027 годах. Цена на газ по факту сильно не росла в последние годы и заложена на уровне 35 663 тенге за тыс. кубов, что также сдерживает дальнейший рост тарифов на отопление в столице.

С запуском первой очереди ТЭЦ-3 в тарифе будут учитываться затраты на обслуживающий ее персонал в количестве 254 человек. Всего же с включением сотрудников ТЭЦ-3 средняя численность персонала "Астана-Энергии" на отпуск тепла в проекте тарифа заложена, согласно отдельному от электричества учету, в количестве 1058 сотрудников, из которых 922 являются производственниками.  Для них предложена средняя зарплата в размере 455 тыс. тенге.

Общие затраты на предоставление услуг по производству тепла вырастут с 39 млрд тенге в 2024 году до 49 млрд тенге в 2028 году, согласно прогнозу и с учетом инфляции. Расходы именно на содержание ТЭЦ-3 будут около 8-9 млрд тенге в 2024-2025 годы и по 10-11 млрд тенге в 2026-2028 годы. При этом допустимый уровень прибыли на регулируемую базу активов (РБА), согласно правилам тарифообразования, допускается у "Астана-Энергии" по теплу на уровне 1 млрд тенге в следующем году, 986 млн тенге в 2025 году, 1 млрд тенге в 2026 году и по 1,1 млрд тенге в 2027-2028 годах, их можно пускать на обновление активов. В "Астана-Энергии" также рассчитали амортизационные отчисления на 2024-2028 годы, которые могут идти в инвестиции, в совокупности на 9,9 млрд тенге. Однако инвестпрограмма энергопредприятия принята в объеме всего 3 млрд тенге при доходах от 40 млрд тенге в следующем году до почти 50 млрд тенге в 2028 году.

Напомним, что, кроме тарифа ТЭЦ, в конечную средневзвешенную цену на отопление в Астане включаются расходы на передачу тепла по теплосетям "Астана-Теплотранзита" и небольшая надбавка "Астанаэнергосбыта". При этом для физлиц окончательный тариф на тепло является сниженным благодаря дифференциации и перекрестному субсидированию от юрлиц.

Общественные слушания по предложенному тарифу на тепло от "Астана-Энергии" состоятся 5 октября. В них могут принять участие не только разномастные активисты и общественники, но и другие жители города, поскольку все они являются потребителями услуг предприятия.  

Иллюстративное фото

Читайте по теме:

Зима без гарантий: готовы ли города к отопительному сезону

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться